23 Ноября 24, 05:35
Архив ТИА
Блоги, Культура
01 Октября 2017, 09:21

Народ существует до тех пор пока помнит свою историю

Гордость тверской земли.

 Запись Ф.Н.Глинки в своём дневнике 1812 года в мае месяце: «Нет! Русские не выдадут земли своей! Не достанет воинов, всяк из нас будет одною рукой водить соху, а другою сражаться за Отечество!».

 До этого был Апшеронский полк и война с Наполеоном в 1805-1807 гг. До этого была, со слов А.В.Суворова, «победа на конце своего штыка» под Аустерлицем (прорыв обороны противника в штыковой атаке). До этого были потеряны в пожаре документы офицера и дворянина. Но как истинно русский человек он выполнял все солдатские обязанности в Бородинском сражении, потому что это надо было для Отечества.

 Генерал М.А. Милорадович, знавший Глинку ещё в кадетском корпусе, сделал его своим адъютантом. Участвовал в боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене. От поручика до полковника - он участвовал во всех боевых действиях в первых рядах наступающей русской армии – от Малоярославца до Торжка. В 1812 году награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом и золотой шпагой с надписью "За храбрость". В 1813 году - орден Св. Анны 2-й ст. и прусский орден "За военные заслуги", баденский орден, драгоценный перстень от прусского короля. В 1864 году - орден Св. Станислава 1-й ст. В 1872 году - орден Св. Анны 1-й ст.

 После войны полковник Ф.Н.Глинка - чиновник по особым поручениям при губернаторе Петербурга, где его используют для «производства исследований по предметам, заключающих в себе важность и тайну». 25 декабря 1825 г. арестован за деятельность в тайных обществах (был председателем Союза спасения, куда входили многие декабристы). Однако при встрече с Глинкой царь Николай I произнёс: «Глинка, ты совершенно чист, но всё-таки тебе надо окончательно очиститься». 9 июля 1826 г. Глинка получил служебную отставку и был сослан в Олонецкую губернию. В 1830 году Глинка был переведён в Тверь и определён на службу в губернское правление. Тогда-то поэта и посетил А.С. Пушкин, приехавший в Тверь вместе с П.А. Вяземским. Когда в апреле 1820 г. поэту грозила ссылка, Глинка пытался помочь ему при посредничестве Милорадовича, за что поэт назвал его «великодушным гражданином». А семь лет спустя уже Пушкин в трудную минуту поддержал «почтеннейшего человека здешнего мира».

 Село Кузнецово находилось в северо-восточном направлении от Твери, в сорока верстах от Бежецка, на возвышенной, покрытой сосновым бором местности, именуемой Алаунскими высотами. Местность эта расположена между реками Медведицей и Каменкой.

В Твери Федор Николаевич вскоре женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой (Отец - куратор Московского университета Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767 — 1829) сенатор, ординарец Г.А.Потёмкина, служил в штабе С.К.Грейга). Авдотья Павловна владела родовым имением Голенищевых-Кутузовых - Кузнецово в Бежецком уезде.

 Она была богата, а Глинка беден. Но он был признанным литератором, а Авдотья Павловна мечтала о литературных трудах. Она была поэтесса, прозаик, переводчица, общественная деятельница. Супруги очень любили и уважали друг друга и прожили душа в душу более 30 лет. До 1835 года Фёдор Николаевич служил в Орле, в 1835 ушел в отставку, в 1853 году супруги переехали в Петербург. А в 1856 г. навсегда переселились в Тверь. Ф.Н. Глинка был также одним из инициаторов создания Тверского музея. Дом Глинки в Твери находился на Козьмодемьянской улице (ул. Желябова, дом 30).

 Очень богатой была библиотека Голенищевых-Кутузовых. Большая библиотека, собиралась трудами трех поколений.

 Находясь в центре общественной и культурной жизни Твери, семья Глинки была посещаема многими общественными деятелями, литераторами, учеными, краеведами. В народной памяти он поэт, прозаик, драматург и мемуарист. Поистине народными песнями стали его стихотворения: «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»), «Узник» («Не слышно шуму городского…»), «Москва» («Город  чудный, город древний…»).  В 1818 году Ф.Глинка издал сборник песен "Подарок русскому солдату", который на долгие годы вошел в обиход военной жизни. В сборнике особой популярностю пользовалась песня петая во времена войны 1812 года под Смоленском. Ставшая, призывом-вдоховением к солдатам перед сражениями.

 Вспомним, братцы, россов славу

И пойдём врага разить!

 Защитим свою державу:

 Лучше смерть - чем в рабстве жить.

 Мы вперёд-вперёд, ребята!

 С богом, верой и штыком.

 Вера нам и верность свята

 Победим или умрём!

 Однако Ф.Н.Глинка еще ученый, краевед и географ. Его интересовало карельское население тверского края, жившее там со времен Петра I. По поручению Географического общества он исследовал курганы и древние захоронения в районе Алаунских высот. Бродя по окрестностям имения, Глинка «напал на след древнего, очень любопытного, хотя уже очень изглаженного быта какого-то народа, вовсе не известного истории Твери и незапамятного даже для местных преданий». В Тверской Карелии на реке Медведице на месте нынешнего каменного стана «существовал какой-то гард  скандинавов или великий град славян, или поселения Бог весть какого народа». Его работа «О древностях в Тверской Карелии» была удостоена премии Географического общества.

 Примерно с 1830 года в Тверской Карелии Федор Николаевич Глинка начинает собирать камни с надписями. Всего он нашел 4 камня, предполагая, что сделал большое дело для истории русской письменности. Так оно и оказалось. Дело Глинки не пропало, и в книге А.К. Жизневского были даны великолепные гравюры этих камней. Во время Великой Отечественной войны, Тверской краеведческий музей подвергался и бомбежке и артобстрелу. От отдела камней ничего не осталось. Так что камни Глинки перестали существовать. Однако их изображения сохранились, и это дает возможность читать на них надписи, то есть продолжать дело, начатое Глинкой.

Дешифровкой надписи на камнях Ф.Н.Глинки занимались многие ученые мужи: Финн Магнусена, Шёгрен , А.К.Жизневский, граф А.С. Уваров, Б.А. Рыбаков, академик Круг, В.А.Чудинов, Тимофеев В.Н..

    Так что если почитали данный камень поначалу белорусы, они и могли назвать его С-ТЕ ПАНИ, а пришедшией им на смену русские прочитали его СТЕПАНЪ. Позже уже и белорусы забыли о Святой Пани и тоже, вслед за русскими, стали величать камень Степаном (Сцяпаном)".                                           Чтение надписи на первом камне автором (Тимофеев В.Н.): СТЕна ПΔΘА – «Стена падена» Комментарий:   На камне слева от надписи изображен план города или крепостца (детинец– внутреннее укрепление крепости). Поэтому надпись, безусловно, связана с нарисованным планом и должна трактоваться как «укрепление». Нарисован план детинца – внутреннее укрепление крепости. Эта крепость пала.

 Описания и рисунки этих камней помещены в журнале Министерства Внутренних Дел 1836, том 2, и в Истории России до Монгольского ига, том 3, Сочинения М.Погодина, а также в сочинениях академика Шёгрена (SJO), заключающих в себе разбор сочинений датского профессора Финна Магнусена о рунах.

 Надписи на 2 и 3 камнях первоначально относили к арабской письменности. Дальше - больше. Дано много предположительных вариантов чтения надписей на этих камнях. Однозначно эти надписи относятся к руническому письму. К сожалению, в России своих дешифровщиков в то время не нашлось. Тон в науке истории задавали немцы, приверженцы норманнской теории, по которой Русь заимствовала у скандинавов не только князей и государственность, но и письменность. А лучшими специалистами по германским рунам были скандинавы. Естественно и надпись на первом камне была прочитана как STEPWDAD. Далее немного переосмыслив, и сделав вывод, что это больше похоже на кириллицу, надпись прочитали как СТЕПУ ДАДЕ. Есть и очень экзотические переводы. Есть утверждение, что это каменные диски (?), где надпись «Зде Ингмар подъят на щит», означает не что иное как «посажение на княжение» двенадцатилетнего — по древнему меровингскому обычаю — Игоря Рюриковича. Стало быть Рюриковичи с Твери пошли.

 Но, видимо, точный ответ нам еще предстоит узнать.

Ф.Н.Глинка был одним из основоположников краеведения тверского края. Его имя выбито на памятной плите у тверского исторического музея, как человека внесшего большой вклад в изучение нашего края. Икамень "следовик" в музее, еще одно напоминание об одном из направлений изучения истории, начало которому положил Ф.Н.Глинка.

 Умер герой войны 1812 года, поэт, прозаик, драматург, мемуарист, ученый, краевед и географ Ф.Н. Глинка 11 февраля 1880 г. Похоронили Фёдора Николаевича на кладбище Желтикова монастыря, рядом с Авдотьей Павловной, с воинскими почестями. Могила не сохранилась.

 Как не сохранилось и Желтикова монастыря. Хорошо еще есть добрые люди, ухаживающие за местом захоронения Ф.Н. Глинки и А. П. Голенищевой-Кутузовой и дающие возможность потомкам помнить нашу богатейшую и великолепную историю. Дающие возможность, хоть иногда, вспоминать людей, являвших собой гордость России.

Благо не всем всё безразлично сегодня. Случайные находки 2017 года возродили интерес археологов к Желтикову монастырю. Возможно, возраждая историю монастыря вспомнят и про великого гражданина края Федора Глинку.

 

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх