Автор

Zorkiy

Блог

Zorkiy

Артефакты ушедшей эпохи...

Zorkiy, 15 Января 2017, 11:14
, 9
<strong>Автор: Zorkiy</strong><p></p>

Многие из вас, спеша мимо по своим делам, наверняка обращали внимание на некие гончарные изделия, зацементированные в верхней части "надолбов", возведённых по периметру трамвайного кольца на Горбатке.

Однако, бьёмься об заклад, немногие прохожие имеют точное представление об использовании вышеупомянутой керамики по прямому назначению. В лучшем случае пожмут плечами, интерпретируя как оригинальное дизайнерское решение для своего времени.  

Но..., для человека "посвящённого" — драгоценный артефакт "исчезнувщей цивилизации" — неотвязчивый импульс для инициализации воспоминаний и размышлений...

Дренажные трубы, или дрены — основа системы глубинного дренажа, выполняют функцию водоприема и водоотведения, необходимого для осушения местности: 

Укладка дренажа производится специальным трубоукладчиком, который подаёт трубы в траншею.
ЭТЦ-202 — семейство экскаваторов-дреноукладчиков, разработанных и выпускавшихся в 1967—1989 годах производственным объединением «Таллэкс» (до 1975 года — Таллинский экскаваторный завод). 
Сокращение ЭТЦ означает Экскаватор Траншейный Цепной, в индексе 202 первые две цифры указывают глубину отрываемой траншеи в дециметрах (то есть 2 метра), последняя — номер модели. 
Основной задачей семейства ЭТЦ-202 было создание траншей прямоугольного сечения (шириной до 0,5 метров) с последующей укладкой в них керамических или пластмассовых труб для выполнения задач мелиорации в зонах осушения.

Состоял "экипаж машины боевой" из четырёх человек: 
1. Естественно, механик-водитель.
2. Внутри короба трубоукладчика было оборудовано место для рабочего, который в процессе движения оборачивал стыки керамических труб фильтрующими лентами (стеклоткань) и при необходимости поправлял их.
3. Сверху-справа по ходу движения третий  рабочий обеспечивал непрерывную подачу вниз трубок  из "боекомплекта" над коробом, который оперативно пополнял из заранее сложенных "поленниц" вдоль трассы.
4. Обязанность четвёртого члена экипажа (без кавычек, между прочим, по штатному расписанию!) заключалась в прикапывании штыковой лопатой  свежепроложенного "дренажа" грунтом с края траншеи, дабы избежать повреждений хрупких керамических при последующей работе бульдозера. 
Так что, кто ностальгирует по "рабочим местам" — Добро Пожаловать...

Для любителей статистики: годовая выработка ЭТЦ-202 составляла 50 километров уложенной дрены в год, рекордная достигала 80—90 км.
Что, впрочем, не помешало в "лихие 90-е" благополучному развалу отрасли, которая имела в нашем регионе традиционно сильные позиции в плане:
— подготовки кадров: соответствующая кафедра в "Политехе";
— научных разработок: соответствующий НИИ "Гипроводхоз";
— организации производства: соответствующее  ПО "Калининмелиорация".
Ну и напоследок - хрестоматийная "ложка дёгтя"...  
Несознательный обыватель в массе своей изначально скептически относился к данной отрасли народного хозяйства: мол, "деньги в землю зарывают и клюквы не стало!"
Хотя, по слухам,  в братской Белоруссии наблюдается определённое "движение" в этом направлении и говорят, небезуспешно...

 

Оцените статью
   9  0

Комментарии (9)


  • 15:27 15 Января 2017
    7 0
    Приходилось работать и №3, №4, бывало - и №2 в "подшефной" ПМК. В советское время, кроме подшефных колхозов, были и подшефные мелиоративные колонны практически в каждом районе. Молодежный отряд туда формировался райкомами ВЛКСМ с нескольких предприятий. У Центрального района подшефной была Сандовская ПМК. Мелиоративный "комбайн" был достаточно надежен даже по тяжелым глинам и суглинкам.
    Основная проблема - крупные камни и валуны.

    На территории Сандовского района после фазы калининского оледенения растаял один из крупных языков ледника. Отсюда холмистый рельеф и много камней на полях. Уборка камней и валунов обязательно предваряла проведение дренажа. Трактор тянул большой железный лист, на него кидали камни и закатывали валуны. И сейчас на окраинах наших полей можно увидеть компактные груды камней и валунов - памятники почившему могучему производственному объединению "Калининмелиорация".

    Даже заброшенные, мелиорированные в советское время поля продолжают давать урожай россиянам. Зарастая березняком, они становятся грибными. Приезжая в деревню, за подберезовиками в лес уже не хожу - достаточно выйти за околицу. Там березняк на прекрасно мелиорированном поле с углубленным руслом ручья, частично одетого в бетонные плиты, дренажными колодцами и каналами. Правда, надо ловить дождливую погоду - из-за качественно сделанного дренажа поле быстро просыхает и грибов становится меньше...

    • 17:38 15 Января 2017
      0 0
      Да, были такие "комсомольцы"...

    • 17:42 15 Января 2017
      1 0
      Лист - "Пёна" назывался...

  • 19:28 15 Января 2017
    1 0
    Керамика, машины, экипажи, НИИ, документация, всё мегасерьёзно и по-взрослому. А трубка г-ном забивается за полгода и хер потом вычистишь. Настоящее made in ussr.

    • 19:32 15 Января 2017
      1 0
      Ну, это под каким уклоном дренаж проложили... Ошибки геодезистов...

      • 20:21 15 Января 2017
        1 0
        На даче "похоронил" две трассы из таких трубок. Реально оказалось проще сделать "канавы по периметру + 1 со щебнем поперёк", чем эти трубки чистить :( Но выглядят они, конечно, серьёзно, тут не поспоришь.

  • 20:23 15 Января 2017
    3 0
    Автор видно полтех заканчивал по специальности разработка торфяных месторождений, решил нас просветить.

  • Alx
    07:19 16 Января 2017
    1 0
    Не знаю, как клюква, но ручьи и речки реально пересохли. Видел своими глазами.

  • 11:14 16 Января 2017
    1 0
    Если бы автор сделал первый снимок в недавние сильные морозы, то не понадобилось бы дальнейшей развесистой клюквы. Из этих трубок вырывался сильный пар, значит, налицо вытяжная система. То ли подвалы рядом находящегося универсама проветривали, то ли эвентуальное бомбоубежище под трамвайным кольцом.

Оставить комментарий