20 Апреля 24, 01:16
Блоги, Экономика
15 Января 2017, 11:14

Артефакты ушедшей эпохи...

Многие из вас, спеша мимо по своим делам, наверняка обращали внимание на некие гончарные изделия, зацементированные в верхней части "надолбов", возведённых по периметру трамвайного кольца на Горбатке.

Однако, бьёмься об заклад, немногие прохожие имеют точное представление об использовании вышеупомянутой керамики по прямому назначению. В лучшем случае пожмут плечами, интерпретируя как оригинальное дизайнерское решение для своего времени.  

Но..., для человека "посвящённого" — драгоценный артефакт "исчезнувщей цивилизации" — неотвязчивый импульс для инициализации воспоминаний и размышлений...

Дренажные трубы, или дрены — основа системы глубинного дренажа, выполняют функцию водоприема и водоотведения, необходимого для осушения местности: 

Укладка дренажа производится специальным трубоукладчиком, который подаёт трубы в траншею.
ЭТЦ-202 — семейство экскаваторов-дреноукладчиков, разработанных и выпускавшихся в 1967—1989 годах производственным объединением «Таллэкс» (до 1975 года — Таллинский экскаваторный завод). 
Сокращение ЭТЦ означает Экскаватор Траншейный Цепной, в индексе 202 первые две цифры указывают глубину отрываемой траншеи в дециметрах (то есть 2 метра), последняя — номер модели. 
Основной задачей семейства ЭТЦ-202 было создание траншей прямоугольного сечения (шириной до 0,5 метров) с последующей укладкой в них керамических или пластмассовых труб для выполнения задач мелиорации в зонах осушения.

Состоял "экипаж машины боевой" из четырёх человек: 
1. Естественно, механик-водитель.
2. Внутри короба трубоукладчика было оборудовано место для рабочего, который в процессе движения оборачивал стыки керамических труб фильтрующими лентами (стеклоткань) и при необходимости поправлял их.
3. Сверху-справа по ходу движения третий  рабочий обеспечивал непрерывную подачу вниз трубок  из "боекомплекта" над коробом, который оперативно пополнял из заранее сложенных "поленниц" вдоль трассы.
4. Обязанность четвёртого члена экипажа (без кавычек, между прочим, по штатному расписанию!) заключалась в прикапывании штыковой лопатой  свежепроложенного "дренажа" грунтом с края траншеи, дабы избежать повреждений хрупких керамических при последующей работе бульдозера. 
Так что, кто ностальгирует по "рабочим местам" — Добро Пожаловать...

Для любителей статистики: годовая выработка ЭТЦ-202 составляла 50 километров уложенной дрены в год, рекордная достигала 80—90 км.
Что, впрочем, не помешало в "лихие 90-е" благополучному развалу отрасли, которая имела в нашем регионе традиционно сильные позиции в плане:
— подготовки кадров: соответствующая кафедра в "Политехе";
— научных разработок: соответствующий НИИ "Гипроводхоз";
— организации производства: соответствующее  ПО "Калининмелиорация".
Ну и напоследок - хрестоматийная "ложка дёгтя"...  
Несознательный обыватель в массе своей изначально скептически относился к данной отрасли народного хозяйства: мол, "деньги в землю зарывают и клюквы не стало!"
Хотя, по слухам,  в братской Белоруссии наблюдается определённое "движение" в этом направлении и говорят, небезуспешно...

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх