01 Марта 24, 07:42

Дорога к Храму...

Фото: Zorkiy, 2011г.

Несложный, казалось бы, вопрос: чем село отличается от деревни? Однако многие  "респонденты" почему-то уверенно ограничивают выбор ответа двумя вариантами. Большинство версий сводятся к различиям в размерах населённых пунктов и/или численности населения оных. Что, впрочем, отчасти верно.

Так вот... До переломных событий 1917 года у села было одно, но важное отличие от деревни: в селе обязательно была церковь. Кстати, и в словаре  В.И. Даля деревня обозначена как поселение, не имеющее церкви. Церковь же не имеет принципиальных отличий от Храма, за единственным отличием, заключающимся в названии, которое произошло от Греческого языка («екклесиа» - Дом Господа).

Так что если вы Церковь назовете Храмом и наоборот - в этом не будет ничего грешного. Как правило, в народе принято называть Церковью небольшие Храмы, предназначенные и рассчитанные на небольшой приход. Как, например, Церковь Троицы Живоначальной погоста Кочевицы (Качевицы), построенную в 1791г. Торопецким помещиком Василием Васильевичем Лошаковым на собственные средства.

Погост Качевицы, от Пскова 387 верст, до революции погост входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии. В настоящее время Качевицы входят в состав Западнодвинского района Тверская области.

По статистическим данным, приведённым в Клировых (церковных) ведомостях Кочевицкой церкви за 1813 год, церковной земли при ней имелось 51 десятина (примерно 55,7 га); приходских дворов – 105, в них проживало мужеского пола – 583 чел., женского – 656 чел. По данным на 1876 год прихожан - 160 дворов (634 мужчины, 604 женщины), по данным на 1879 год - 890 мужчин и 932 женщины. 

В церкви кроме утвари и имущества имелись деньги в сумме 807 руб. 10 коп., которые хранились за печатью церковных служителей и дополнительно за запором церковного старосты – помещицы Прасковьи Васильевой  Кутузовой, крестьянина деревни Хотино Михаила Кузьмина. В церкви также находились «метрические книги и духовные росписи», получаемые указы и другие всякие письменные документы, также шнурозапечатанная книга.

 

В разные годы в храме служили: 

Священник Георгий Иоаннович Любимов с 1868 года (в 1879 году значится настоятелем храма). 

Священник Иоанн Ильин Амосов с 1889 года по 25.07.1894.

Священник Феодор Горожанский с 25.07.1894 по 1896 год.

Священник Михаил Иоаннович Знаменский с 1897 года по 1913 год.

При церкви существует кладбище. Среди прочих, похоронены представители известной российской фамилии Языковых.

Они проживали рядом с селом Кочевицы в деревне Ново-Ивановское. По рассказам старожилов, они были добрымы и справедливыми людьми, хорошо относились к крестьянам. 

Языковы – несколько старинных дворянских родов, из которых большинство имело общего родоначальника в лице Енгулея-мурзы-Языка, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Иоанновичу в 1360 г. и принявшего православие с именем Алексей. Помещик Василий Языков участвовал в Крымской войне (1853 – 1855 г.г.) и за проявленную храбрость был награжден именным холодным оружием.

Также из воспоминаний старожилов известно, что Кочевицкую церковно-приходскую школу посещали дети данного прихода. Причём родители учеников из дальних деревень сообща арендовали для них просторную избу и нанимали кухарку. Учиться многим нравилось. Самые способные учащиеся после окончания школы часто изъявляли желание продолжить обучение в Торопце. Однако даже состоятельные родители не всегда отпускали туда своих чад, полагая, что непривычная городская жизнь испортит их.

К сожалению, в 30-х годах ХХ века церковь была закрыта...

Конечно, хотелось бы, восстановить такой храм как можно быстрее.  Первый "субботник" в Качевицах состоялся в 2010 году. Он и положил начало трудовым десантам, в ходе которых было частично очищено от деревьев и кустарников пространство вокруг церкви.

В 2013 году удалось раскопать половину фундамента зимнего храма и часть колокольни. Возведены строительные леса вокруг церкви и произведена почти полная консервация здания от дальнейшего разрушения. В основном это было сделано усилиями добровольцев из объединения «РеставросЪ» при резиденции Патриарха в Даниловом монастыре. 

После отъезда московских волонтеров храму помогали также старшеклассники первой и второй Западнодвинских школ.

http://shkola2zd.ucoz.ru/index/kachevicy_khram_sv_troicy/0-100    
Расчищенной площадки оказалось достаточно, чтобы произвести замеры для будущего проекта...

В таком месте, даже будучи "закоренелым" атеистом, поневоле "проникаешься" и остро ощущаешь то ли связь времён, то ли их разрыв. Каждый, кто бывал в старинных церквях, знает, насколько хорошо там молиться. Любой такой храм "отзывается". Ведь даже в  заброшенном, почти разрушенном виде он все равно живет: Ангел его престола остается на месте, и молитва там продолжается...

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх