27 Апреля 24, 04:37
Блоги, Общество
25 Марта 2019, 11:10

"В подвалах УНКВД расстреливали почти каждый день очередные группы": в деле расстрелянных поляков в Медном поставлена точка?

Старая видеопленка 1991 года, плохой звук. От каждого слова по спине бегут мурашки. На экране – 88-летний генерал-майор КГБ в отставке Дмитрий Токарев, который в 1940 году руководил Калининским УНКВД. Он отвечает на вопросы следователя, изучающего обстоятельства массового убийства польских граждан, взятых советскими войсками в плен после того, как Сталин и Гитлер разделили Польшу. Радио Свобода опубликовала пока только отрывок из интервью Дмитрия Токарева, который рассказывает, кто и кем убит и похоронен в Медном:

Кобулов говорит: "Состоялось решение высшей инстанции расстрелять некоторых военнопленных, захваченных в Польше". Я в таких операциях никогда в жизни не участвовал. Тем более, когда узнал о масштабах, я боюсь, что я ничего не смогу, - говорит Дмитрий Токарев, руководитель в 1940 году Калининского УНКВД, заместителю наркома внутренних дел Богдану Кобулову.

- А мы на вас и не рассчитывали, - зло сказал Кобулов. По сути дела, он заявил о моем служебном несоответствии. – Мы вас пригласили для того, чтобы кто-нибудь из вас знал о том, что происходит.

Я вышел из кабинета Кобулова с облегченной душой. Он назвал цифру – около 14 000 поляков всего, по всем лагерям. В том числе Смоленская и Харьковская область.
Это было в марте месяце 40-го года. Потом я узнал, что это было постановление Политбюро.

Радио Свобода опубликовала пока только отрывок из интервью Дмитрия Токарева, который рассказывает, кто и кем убит и похоронен в Медном.

Как пишет издание, показания Токарева, записанные в марте 1991 года, были опубликованы в польском переводе, однако полная трехчасовая видеоверсия впервые становится доступной исследователям. Эту видеозапись показаний Токарева обнаружил в частном архиве астроном Алексей Памятных.

- Сначала из лагеря на острове Столобный они шли пешком в Осташков. Из Осташкова поездом, шесть-семь вагонов, чтобы уместить примерно 250–300 человек, ехали до Калинина. В Калинине на единственном автозаке во много заходов перевозили пленных в здание управления НКВД, где в подвалах была внутренняя тюрьма, размещали битком и расстреливали почти каждый день очередные группы.

Токарев утверждает, что в Медном никого, кроме поляков, не хоронили, а тела репрессированных советских граждан закапывали на обычных кладбищах,  -  рассказывает он, ссылаясь на показания Токарева.

Для руководства операцией был прислан из Москвы начальник комендантского отдела НКВД СССР Блохин.

Перед расстрелом Блохин надевал спецодежду: кожаную коричневую кепку, длинный кожаный фартук, такие же перчатки с длинными крагами выше локтей. На рассвете 5–6 машин везли тела в село Медное, где уже были выкопаны экскаватором ямы, в которые сбрасывали тела убитых поляков. Машины, закрытые просто брезентом, ехали по городу без всякой дополнительной охраны.

Эта запись должна уже поставить точку в споре о том, кто и почему похоронен в Медном. "Отрицатели" версии поляков пишут, что в Медном вовсе не польские офицеры, а военнослужащие, погибшие во время боев за Калинин, или красноармейцы, скончавшиеся от ран в госпиталях.

Сейчас "Мемориал" готовит к изданию трехтомное издание "Книга памяти Медное", которая должна поставить точку в этом споре. Здесь будут полностью, впервые на русском языке, опубликованы показания генерала Токарева, данные на двух допросах в 1991 году, многочисленные документы из советских архивов и биографии всех поляков, расстрелянных в апреле – мае 1940 года в Калинине.

Но вот поставит ли? Кажется, спор о захоронениях в Медном – один из главных 20 века.

Большой материал обязательно прочитайте на Радио Свобода.

Ужасные нечеловеческие времена.

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх