Дорога к Храму...
Несложный, казалось бы, вопрос: чем село отличается от деревни? Однако многие "респонденты" почему-то уверенно ограничивают выбор ответа двумя вариантами. Большинство версий сводятся к различиям в размерах населённых пунктов и/или численности населения оных. Что, впрочем, отчасти верно.
Так вот... До переломных событий 1917 года у села было одно, но важное отличие от деревни: в селе обязательно была церковь. Кстати, и в словаре В.И. Даля деревня обозначена как поселение, не имеющее церкви. Церковь же не имеет принципиальных отличий от Храма, за единственным отличием, заключающимся в названии, которое произошло от Греческого языка («екклесиа» - Дом Господа).
Так что если вы Церковь назовете Храмом и наоборот - в этом не будет ничего грешного. Как правило, в народе принято называть Церковью небольшие Храмы, предназначенные и рассчитанные на небольшой приход. Как, например, Церковь Троицы Живоначальной погоста Кочевицы (Качевицы), построенную в 1791г. Торопецким помещиком Василием Васильевичем Лошаковым на собственные средства.
Погост Качевицы, от Пскова 387 верст, до революции погост входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии. В настоящее время Качевицы входят в состав Западнодвинского района Тверская области.
По статистическим данным, приведённым в Клировых (церковных) ведомостях Кочевицкой церкви за 1813 год, церковной земли при ней имелось 51 десятина (примерно 55,7 га); приходских дворов – 105, в них проживало мужеского пола – 583 чел., женского – 656 чел. По данным на 1876 год прихожан - 160 дворов (634 мужчины, 604 женщины), по данным на 1879 год - 890 мужчин и 932 женщины.
В церкви кроме утвари и имущества имелись деньги в сумме 807 руб. 10 коп., которые хранились за печатью церковных служителей и дополнительно за запором церковного старосты – помещицы Прасковьи Васильевой Кутузовой, крестьянина деревни Хотино Михаила Кузьмина. В церкви также находились «метрические книги и духовные росписи», получаемые указы и другие всякие письменные документы, также шнурозапечатанная книга.
В разные годы в храме служили:
Священник Георгий Иоаннович Любимов с 1868 года (в 1879 году значится настоятелем храма).
Священник Иоанн Ильин Амосов с 1889 года по 25.07.1894.
Священник Феодор Горожанский с 25.07.1894 по 1896 год.
Священник Михаил Иоаннович Знаменский с 1897 года по 1913 год.
При церкви существует кладбище. Среди прочих, похоронены представители известной российской фамилии Языковых.
Они проживали рядом с селом Кочевицы в деревне Ново-Ивановское. По рассказам старожилов, они были добрымы и справедливыми людьми, хорошо относились к крестьянам.
Языковы – несколько старинных дворянских родов, из которых большинство имело общего родоначальника в лице Енгулея-мурзы-Языка, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Иоанновичу в 1360 г. и принявшего православие с именем Алексей. Помещик Василий Языков участвовал в Крымской войне (1853 – 1855 г.г.) и за проявленную храбрость был награжден именным холодным оружием.
Также из воспоминаний старожилов известно, что Кочевицкую церковно-приходскую школу посещали дети данного прихода. Причём родители учеников из дальних деревень сообща арендовали для них просторную избу и нанимали кухарку. Учиться многим нравилось. Самые способные учащиеся после окончания школы часто изъявляли желание продолжить обучение в Торопце. Однако даже состоятельные родители не всегда отпускали туда своих чад, полагая, что непривычная городская жизнь испортит их.
К сожалению, в 30-х годах ХХ века церковь была закрыта...
Конечно, хотелось бы, восстановить такой храм как можно быстрее. Первый "субботник" в Качевицах состоялся в 2010 году. Он и положил начало трудовым десантам, в ходе которых было частично очищено от деревьев и кустарников пространство вокруг церкви.
В 2013 году удалось раскопать половину фундамента зимнего храма и часть колокольни. Возведены строительные леса вокруг церкви и произведена почти полная консервация здания от дальнейшего разрушения. В основном это было сделано усилиями добровольцев из объединения «РеставросЪ» при резиденции Патриарха в Даниловом монастыре.
После отъезда московских волонтеров храму помогали также старшеклассники первой и второй Западнодвинских школ.
http://shkola2zd.ucoz.ru/index/kachevicy_khram_sv_troicy/0-100
Расчищенной площадки оказалось достаточно, чтобы произвести замеры для будущего проекта...
В таком месте, даже будучи "закоренелым" атеистом, поневоле "проникаешься" и остро ощущаешь то ли связь времён, то ли их разрыв. Каждый, кто бывал в старинных церквях, знает, насколько хорошо там молиться. Любой такой храм "отзывается". Ведь даже в заброшенном, почти разрушенном виде он все равно живет: Ангел его престола остается на месте, и молитва там продолжается...