Кто мечтает "забутанить" Россию
Мы стали свидетелями исторического события. С 1 июня, впервые за последние 10 лет, со времен зурабовской «монетизации», был нанесен очень чувствительный удар по социальному самочувствию десятков миллионов людей. Причем, жертвами нового «антитабачного» закона стали 40 миллионов нормальных, законопослушных, и, в большинстве своем, лояльных к власти и государству граждан – российские курильщики. Они же 30% российских избирателей.
Людей, не совершивших ничего предосудительного, низвели в ранг «граждан второго сорта». Вопрос не в том, вредная или не вредная это привычка. Конечно, вредная. Но она есть. Есть зависимость. Которая, замечу, в отличие от алкоголизма и наркомании, не разрушает личность курильщика и не влияет на адекватность его поведения.
И ущемление прав достаточно серьезное. Конституционных прав, между прочим. Права на труд, например. У очень многих людей возникают проблемы на работе. Законно курить в зданиях нельзя, часто выходить на территорию вряд ли позволит работодатель. А никотиновый голод у заядлого курильщика резко отрицательно отражается на качестве работы. Ущемляются права на охрану здоровья: далеко не каждый курильщик, даже при серьезных медицинских показаниях, согласится лечь на лечение в стационар, где теперь курить невозможно в принципе. Можно вспомнить и о праве на отдых. В круиз на корабле курильщику уже не поплыть. И даже сидеть вечером в ресторане половине наших сограждан стало крайне дискомфортно.
Еще раз – речь идет о правах граждан России, которые никому ничего плохого не сделали.
Сразу возникли параллели с печально известным антиалкогольным указом 1985 года. Методы аналогичны. Как известно, «меры партии и правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом» не победили пьянство и алкоголизм. Зато победили советскую экономику. Осталось в памяти народной, как люди давились у магазинов, как был в считаные недели выпит весь одеколон, и как в течение года возник дефицит сахара, который "согнали" на самогон. И, конечно, всплыли в памяти анекдоты про Горбачева в связи с этим его указом, и лексика, звучавшая в адрес генсека по этому поводу.
Речь даже не о непопулярности закона. Иногда непопулярные решения необходимы, и потому понятны обществу. Если они, например, направлены на стабилизацию экономики. Или на обеспечение безопасности государства... Но здесь случай другой. Главная проблема «антитабачного» закона именно в том, что он был принят без какой-либо государственной необходимости. И идиотский он, прежде всего, поэтому. Люди, может быть, и готовы терпеть какие-то неудобства, когда понятен смысл. Но нельзя злить миллионы людей на пустом месте.
Тем более, что можно и нужно было принять вполне цивилизованные меры по борьбе с курением, которые были бы поняты. Повысить в разумных пределах акциз, может быть в разной степени для отечественной продукцией и импортной. Именно акциз (который идет в бюджет), а не «минимальную цену», которая увеличивает выручку табачных компаний и торговых сетей. Четко прописать процент курящей и некурящей зон в ресторанах и расстояние между ними. И, конечно, оставить работодателю и собственнику право устанавливать места для курения на своих объектах. Это была бы понятная борьба с курением, не вызывающая массового возмущения граждан.
Самое печальное, что энтузиасты борьбы с курильщиками не думают останавливаться на достигнутом. В недавнем, уже июньском интервью председатель Ассоциации «Здоровые регионы» и активный участник разработки «антитабачного закона» Алексей Шабашов (тот самый, по обращениям которого суд обязал закрыть курительные комнаты в «Шереметьево») заявил, что закон «достаточно мягкий» и поделился планами на будущее:
"Нужно готовить общество к делегализации табака и установить срок: через 10 лет эта продукция будет изъята из свободного оборота. Курильщики пройдут заместительную терапию. Те, кто не хочет отказаться от табака («Я хочу себя убивать!» – ведь есть и такие), – будут поставлены на учет в наркодиспансере. Им выдадут пластиковые карточки, по которым они будут получать в аптеках или в аптекоподобных заведениях дешевые серые коробочки с палочками, набитыми травой. За то, что поделился сигаретой с другим человеком, – уголовная ответственность."
В качестве аргумента в пользу такой позиции, Шабашов отметил, что на Земле есть государство, где табак уже сегодня находится вне закона. Это – Бутан.
Еще раз замечу, что интервью публиковалось не 1 апреля. Такие люди действительно готовятся «забутанить» Россию, приравнять курильщиков к наркоманам (с соответствующими ограничениями, которые есть у лиц, состоящих на учете), а затем начать посадки. По признаку отношения к курению.
Выше я приводил параллели между сегодняшним «антитабачным» законом и горбачевским «антиалкогольным». Но они не во всем правильны. Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», безусловно не имело коррупционной составляющей, а его инициаторы не получили личной финансовой выгоды. В нашем случае ситуация другая.