22 Ноября 24, 08:43
Архив ТИА
Блоги, Общество
20 Марта 2015, 12:09

Исследование парковок в Брусилово

По мере роста автомобилизации ситуация с нехваткой парковочных мест во дворах с каждым годом становится всё сложнее. В СССР дома проектировались на гораздо меньшее число автомобилей, поэтому сейчас, после резкого роста автомобилизации, у жителей домов выше 5 этажей возникли проблемы с поиском парковочных мест. Жильцы начинают парковаться на тротуарах, газонах и детских площадках. Нередки случаи самовольного захвата парковочных мест. Администрации Твери ещё придётся приложить немалые усилия, чтобы решить эти накопившиеся проблемы или по крайней мере сгладить их негативное влияние на нашу жизнь.

Другой разговор - новостройки. Для тех домов, что строятся сейчас, необходимо сразу учитывать текущий и даже расчётный уровень автомобилизации и соответственно обеспечивать жителей необходимым числом парковочных мест. Если этого не сделать, то проблема тяжким бременем ляжет на плечи муниципалитету, который итак живёт в условиях недостаточного бюджета (в расчёте на одного жителя).

Застройщик обеспечивает жителей парковками по существующим строительным нормативам. Имеется подозрение, что данные нормы устарели и не отвечают современным требованиям к качеству городской среды. Для того, чтобы это проверить, Лаборатория Удобный город совместно с Новостройками Твери решили провести небольшое исследование, о результатах которого и расскажем в этом посте.

Почему Брусилово?

Брусилово - это новый высотный микрорайон на юге Твери, идеально подходящий для проведения подобного исследования. Он находится на отдалении от существующей жилой застройки, что позволит легко определить автомобили, принадлежащие исключительно жильцам Брусилово. Микрорайон продолжает застраиваться, поэтому можно будет и дальше наблюдать за развитием ситуации с парковками. Проект застройки выглядит вот так

На начало февраля сдано и заселено четыре дома: №3 на 22 этажа и №№ 5,7,9 по 17 этажей каждый

К сдаче готовится ещё два дома по 22 этажа, которые на момент исследования не учитывались. Через год-полтора обязательно проведём повторное исследование, чтобы посмотреть, как изменится ситуация после сдачи двух новых домов.

Цели и задачи исследования

Цель исследования - определить необходимость изменения парковочных нормативов на основе проведённого анализа ситуации с парковками у конкретных новостроек.

Задачи исследования: - определить число созданных застройщиком парковочных мест; - определить ориентировочное число автомобилей жителей новостроек; - выявить общее число нарушений правил парковки и их разновидность; - оценить обеспеченность парковочными местами всех жителей; - разобрать строительные нормативы, определяющие число парковочных мест для новых домов; - сравнить установленные нормативы с фактическими данными эксперимента.

Дата и время исследования: 02 февраля 2015 года, 22:30

Парковки Брусилова

Все парковки условно можно разделить на несколько видов: - парковка вокруг дома (придомовая территория); - плоскостная парковка при въезде в Брусилово на 80 мест; - платная парковка на 80 мест. Со стороны подъездов 17-этажек машины влезают по обе стороны проезда

Для всех остальных дворовых проездов с двух сторон машины как правило не помещаются из-за малой ширины, поэтому многие нарушают. Схематично выглядит так

оранжевым - официальные парковочные места, красным - парковка с нарушениями

В августе прошлого года у самого въезда в микрорайон близ дома №3 появилась плоскостная парковка Вмещает около 60 автомобилей

оранжевым - зона парковки, зелёным - пешеходные подходы к ней, серым - нелегальная парковка на земляном покрытии

Платная парковка находится у домов №№5 и 7. Территория огорожена забором, имеется шлагбаум и будка с охраной, со слов охранника на платной парковке 80 мест

 

Нарушение правил парковки

Помимо официальных парковочных мест жители устраивают себе и неофициальные. Наиболее частое нарушение - это парковка на тротуаре

По многим тротуарам невозможно пройти. Забавно, люди покупают себе автомобили дороже миллиона рублей и жалеют 25 тысяч в год на платную охраняемую парковку Думаете, что это парковочный карман? Вот и нет, перед вами обычный тротуар

Оправдания вроде "под снегом не видно" не принимаются. Всё прекрасно видно и все знают, что это тротуар

Но всё равно паркуют там свои автомобили. Пешеходы могут пройти только по дороге Ещё одним нарушением, создающим значительные препятствия пешеходам, является парковка на поворотах во дворы

По правилам такая парковка в 5 метрах от перекрёстка запрещена, но никого это не смущает. Потому что за подобными вещами не ведётся абсолютно никакого контроля

Автомобилисты не понимают, как они мешают пешеходам. Каждый думает только о себе и о том, как припарковаться ближе к подъезду

Мы стали настолько ленивы, что уже сложно пройти 100-200 метров до плоскостной парковки. Парадокс ситуации в том, что этот тротуар как раз ведёт к той парковки. Другими словами нарушители способствуют тому, чтобы как можно меньше людей пользовались большой парковкой у дома №3. У дома №9 устроена массовая парковка на газоне. Летом там будет месиво из грязи, а высаженные молодые деревья скорее всего будут уничтожены

В самом дальнем углу микрорайона нашлась захваченная парковка. Кто-то повесил цепочки и считает эту землю своей. Настоящий каменный век

В 2014 году красной диагональной разметкой обозначили у подъездов места для пожарных нужд. Парковка на этой разметке не учитывалась как нарушения, так как в ПДД такая разметка не определена, а дублирующих запрещающих знаков в Бру не установлено.

Когда появится либо первое, либо второе, будет ещё минус 25 мест. Ещё один вид нарушения, который удалось заметить, это парковка под знаком на улице М.Смирновой

Данная проблема решится с открытием двух новых корпусов и организацией полноценного кругового движения (проще говоря появится +21 место). А пока все автомобили на фото являются нарушителями Иногда ГИБДД наведывается в микрорайон с эвакуаторами (вместо того, чтобы использовать парконы), из-за этого случаются заторы на выезде. Подробно об этом можно посмотреть в видео Тверского проспекта. Самое печальное, что въехать и выехать в Брусилово можно только по одной дороге. Если происходит авария на выезде, то заблокированными оказываются практически все полтысячи автомобилей жителей! Но вернёмся к парковкам. Жители паркуются также за огороженной территорией у 9 дома

С одной стороны парковка зимой в данном месте вроде как и не является нарушением. Но мы отнесли её в раздел нелегальных, так как это временное решение, по плану тут должен стоять ещё один высотный дом. Учёт этих парковочных мест приведёт к необъективной оценке обеспеченности жителей парковками.

К тому же летом на нелегальной парковке будет месиво из грязи, что не соответствует понятию нормальной парковки. Автомобили будут колёсами развозить комья земли по улично-дорожной сети всего города

Результаты исследования

Вот и добрались до самого интересного! Технический материал с подробным расположением парковочных мест и нарушителей публиковать в посте смысла не имеет смысла. Все желающие могут ознакомиться с ним по ссылке. Представим сразу итоговую иллюстрацию ситуации с парковками в микрорайоне Брусилово

:: по клику откроется фото в большем разрешении ::

На глаз примерно четверти или даже трети всех автомобилей жителей не хватает официальных парковок. Подробные расчёты в этот пост не поместились, с ними можно ознакомиться на сайте ЛУГа.

Обеспеченность официальными парковочными местами на февраль 2015 составляет: 380 / 814 = 0,47 места 1 квартиру.

Требуемая обеспеченность парковочными местами по результатам эксперимента составила: 524 / 814 = 0,64 места на 1 квартиру.

Прогнозируемая обеспеченность парковочными местами на расчётный срок при условии увеличения уровня автомобилезации с 295 авто на 1000 жителей в 2015 года до 442 авто на тысячу в 2025 составляет: 0,64 * 442 / 295 = 0,96 места на 1 квартиру.

Однако понятно, что этого будет недостаточно, так как сейчас новостройки ещё не до конца "обжились" - у кого-то ещё идёт ремонт, кто-то не обзавёлся детьми и соответственно дополнительными автомобилями. Теперь рассмотрим, как регулируется число парковочных мест в установленных нормативах.

Нормативное регулирование

Есть общероссийский норматив СП-42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пришедший на смену старому СНиП 2.07.01-89. Конкретной нормы по числу парковок для постоянного хранения автомобилей в СП не предусмотрено. Зато имеется интересное требование по подземным стоянкам: В Брусилово нет ни одной подземной парковки, следовательно данное требование не выполняется. Помимо СП в Тверской области действуют "Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области", утверждённые постановлением обладминистрации №283-па от 14.06.2011 года. Разберём три очень важных момента нормативов, связанных с обеспечением парковками жильцов новостроек:

1. Временные парковки

В обязанности застройщика входит строительство так называемых временных или гостевых парковок в радиусе 200 метров. Для наших 814 квартир и массового типа жилья необходимо 285 "временных" парковок. Можно смело сказать, что данное условие застройщик выполнил.

2. Парковки для постоянного хранения

Согласно таблице 102 нормативов для постоянного хранения автотранспорта для массового жилья рекомендуется обеспечивать 1,5 машиноместа на 1 квартиру, чего для Брусилова будет более чем достаточно К сожалению, таблица 102 носит лишь рекомендательный характер, поэтому обязать застройщика строить необходимое число мест никто не может. Ситуация с парковками в Брусилово наглядно показывает, что отсутствие чётких требований по числу парковочных мест для постоянного хранения приводит к нарушениям правил парковки и неудобству проживания в новом доме. Совершенно очевидно, что нормативы устарели, их необходимо актуализировать, чтобы обеспечить необходимое качество жизни жильцам новостроек и не допустить будущей нагрузки на городской бюджет по созданию новых парковочных мест ещё и для новостроек.

3. Радиус действия

Весь секрет парковочных проблем также кроется в нормативах по дальности расположения постоянных парковок. В таблице 104 установлена максимальная удалённость парковок от подъездов, а в таблице 102 её нет. Поэтому проектировщики отталкиваются от расстояний, прописанных в п. 3.5.193 нормативов: Таким образом, нормативы допускают расстояние от дома до парковки 800-1500 метров! Такие расстояния были уместны для гаражей в советском союзе, но явно устарели для нашего времени. Конечно, никто из жильцов не будет ходить полтора километра до парковки, а будет бросать свою машину на газоне, тротуаре и детской площадке. Чтобы все понимали, какое это расстояние для брусиловских домов, нанесли радиусы 0,8 км и 1,5 км на местность: Получается, что застройщик вообще может не выполнять пункт 2 по парковкам, так как в таких больших радиусах всегда найдётся парковка хотя бы вдоль дорог или у торговых центров. В данном случае это громадная парковка Глобуса и Леруа.

Другими словами не в полной мере защищаются права жителей. Они покупают квартиру, но потом выясняется, что негде парковать машину: ни на платной парковке рядом с домом, ни на бесплатной в удобном радиусе 300 метров.

Выводы

Проблемы дворовых парковок с каждым годом только усиливаются. Всем очевидно, что дворы домов, построенных в советское время, придётся переделывать, так как они строились по устаревшим нормативам. На кого ляжет это бремя - на жителей этих домов или на городской бюджет - пока непонятно. Проблема серьёзная и в сильно запущенном состоянии. Понятно, что решать её нужно комплексно, обсуждая варианты решения с застройщиками, администрацией и всеми заинтересованными лицами.

1. На примере высоток в Брусилово было показано, что при соблюдении действующих нормативов по числу парковочных мест, проблема с парковками стоит остро - фактически каждый четвёртый автомобиль припаркован с нарушением.

2. Чтобы не допустить массового роста парковочных болезней для всех возводимых новостроек города возможно стоит пересмотреть региональные нормативы в части требований по парковочным местам.

3. Помимо нормативов жизненно необходимо активнее контролировать нарушения правил парковок во дворах (Администрации и ГИБДД), а жителям начать работать с управляющей компанией по увеличению числа парковочных мест в уже построенных домах. Без этого снизить негативное влияние парковочных проблем на нашу городскую среду не получится.

пс. Если вам нравится, что мы делаем, вот здесь описано, как помочь проекту финансово.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх