Программа оптимизации парковочного пространства в г. Твери – обсудим?
Чуть ли не на каждом втором круглом столе с чиновниками в 2013 году можно было услышать обещания наконец-таки заняться темой городских парковок. Обещания и намерения, озвученные на круглых столах, обычно так и остаются обещаниями, но справедливости ради отметим, что в прошлом году тема немного сдвинулась с мёртвой точки.
Например, Администрация разместила на своём сайте полезную информацию касаемо эвакуации, в том числе по стоимости и порядку возврата эвакуированных авто. Начали претворять в жизнь непопулярные, но очень важные меры по ограничению парковки на магистральных улицах (ул. Горького, ул. Советская) и узких улочках в центре (ул. Лидии Базановой, Татаринский пер. и т.д.). Подобные меры по ограничению, безусловно, правильные и нужные, но пока они проводятся довольно топорно, не системно и не находят понимания среди жителей. Почему так?
Причин несколько. Главное - это отсутствие документа (полноценной программы), определяющего комплексный подход к формированию парковочной политики. Далее - провал информационной кампании, точнее про отсутствие информирования о проводимых мероприятиях и разъяснения жителям необходимости проведения этих изменений...
Что мы предлагаем
Ситуация накалена до предела, и понятно, что простого решения здесь нет. На наш взгляд, проблему необходимо решать путём постепенной реализации продуманной городской целевой программы, например такой: «Оптимизация парковочного пространства г.Твери».
Дальше перечислим конкретные предложения в подобную программу. Предлагаем всем вместе обсудить их и дополнить.
Сначала обозначим две составляющие рассматриваемой проблемы:
• недостаток парковок у мест проживания (дворы и близлежащая территория);
• недостаток парковок у мест приложения труда и отдыха (на общегородской улично-дорожной сети - УДС).
Очень важно понимать разницу между ними, так как подходы к каждой проблеме будут кардинально различаться. Всё дело в различии понятий уровень автомобилизации и уровень автомобилепользования. Высокий уровень автомобилизации - это нормально, так как он отражает благосостояние общества. В то же время именно чрезмерный уровень автомобилепользования способствует образованию заторов на городской УДС.
I. Недостаток парковок у мест проживания.
Предлагаемые пути решения
1) Увеличение числа парковочных мест во дворах
1.1 Публикация на сайте tver.ru «Правил и порядка создания новых парковочных мест»
1.2 Объявление о тотальном усилении борьбы с незаконной парковкой на газонах и тротуарах во дворах через 6 мес.;
1.3 Сбор Администрациями районов города принятых на общих собраниях жильцов решений по расположению новых парковочных мест, а также по установке пешеходных столбиков для защиты дворовых тротуаров от парковки;
1.4 Оборудование Администрацией города новых парковочных мест и установка столбиков согласно принятым и проанализированным схемам;
1.5 Общественная приёмка результатов и исправление недочётов.
2) Наведение контроля за нарушениями дворовой парковки
2.1 Задействование различных органов власти для тотального пресечения нарушений правил парковки на тротуарах и газонах во дворах;
2.2 Борьба с самозахватами парковочных мест во дворах;
2.3 Борьба с автохламом.
3) Формирование сети платных стоянок в шаговой доступности
3.1 Проведение инвентаризации платных стоянок, расположенных в шаговой доступности от мест проживания;
3.2 Размещение на tver.ru информации о существующих платных стоянках с указанием расположения, числа мест, контактов и цен;
3.3 Увеличение числа стоянок либо путём создания муниципальных, либо стимулированием бизнеса к созданию таких стоянок.
4) Изменения градостроительных требований к застройщикам
Для недопущения строительства многоквартирных домов с малым количеством парковочных мест.
II. Недостаток парковок у мест приложения труда и отдыха.
Основные принципы, которые важно учитывать при поиске решений проблемы парковок на УДС города:
- уровень автомобилизации в Твери по разным оценкам составляет от 270 до 300 автомобилей на тысячу жителей;
- уровень ежедневного автомобилепользования максимально близок к уровню автомобилизации;
- город проектировался по советским ГОСТам и строился из расчёта 180 автомобилей на тысячу жителей, соответственно спрос на парковочные места на УДС превышает имеющееся предложение;
- для сокращения заторов на дорогах и повышения качества городского пространства чрезвычайно важно сокращать уровень ежедневного автомобилепользования;
- в текущей ситуации недопустимо увеличивать предложение парковочных мест, так как это приведёт к ускорению роста автомобилизации и не приведёт к сокращению автомобилепользования;
- для приведения спроса и предложения к точке равновесия необходимо планомерно сократить спрос;
- единственный и главный способ воздействия на спрос – это регулирование стоимости парковочных лотов;
- платная парковка не будет пользоваться спросом (в том числе многоуровневые паркинги), пока не отточены механизмы контроля за нарушением правил парковки;
- невозможно навести порядок с парковкой по всему городу сразу, поэтому целесообразно начать с пилотного проекта платной парковки в местах с наибольшим спросом (исторический центр города).
Предлагаемые пути решения
1) Инвентаризация парковочной сети и приведение её к текущим реалиям
1.1 Создание парковочной карты (обозначение мест запрета парковок на УДС);
1.2 установка запретов парковки перед/после перекрёстков для увеличения пропускной способности перекрёстков;
1.3 Избавление от лишних запретов парковки, а также от самозахватов УДС;
1.4 Использование жёлтой разметки для обозначения наиболее важных мест запрета стоянки и остановки;
1.5 Минимизация парковок на магистральных улицах;
1.6 Нанесение разметки для параллельной парковки (с учётом московского по длине парковочных мест);
- и т.д.
2) Развитие системы магистрального общественного транспорта по выделенным полосам
3) Усиление контроля за нарушением правил парковки
3.1 Выделить опорную улично-дорожную сеть, где остановка будет запрещена в принципе
3.2 Закупка новых устройств типа «Паркон» и интенсификация их использования;
3.3 Оптимизация процесса эвакуации;
3.4 Использование блокираторов (там, где предыдущие два варианта применить невозможно);
3.5 Искоренение любой парковки на тротуаре, остановках ОТ и перед пешеходными переходами жестким показательными рейдами;
4) Введение участков платной парковки в центре
4.1 Выбрать улицу для пилотной зоны платной парковки (например, б-р Радищева);
4.2 Подумать над способом оплаты и сбора средств;
4.3 Определить тариф одного часа;
5) Создание дополнительных внеуличных паркингов в центре города на малоиспользуемых территориях.
Например, на центральном рынке, пустырях и неиспользуемых территориях.
------------------------------------------------------------------------------
* последовательность действий выверяется на этапе составления план-графика реализации программы; рекомендуемый период: весна-осень.
После обсуждений и доработки итоговые предложения будут отправлены городским чиновникам.
Если Администрация сама не может/не хочет разрабатывать программу по парковочному пространству, то придётся ей "помогать".
Ждем ваших замечаний, предложений, дополнений.
В том числе на портале «Лаборатория Удобный город»