В бой идут одни «старики»?
Общепринято, что идеальное сочетание на руководящих и управленческих должностях - это сплав опыта и молодости. Руководитель должен обладать не только профессиональными навыками, но и опытом и авторитетом, а это нарабатывается годами. Однако я хочу поговорить о важном моменте в вопросе опыта. Всякий ли опыт нужен и полезен?
На эту мысль меня натолкнула новость о праздновании 95-летия комсомола. Нет, не то что бы я относился к таким торжествам плохо, просто иногда праздники старых времен нелепы в современном историческом моменте. Так же нелеп крестящийся коммунист в 1970-х годах. Празднование этой даты показывает, что если традиции сильны, то люди, выросшие в той исторической эпохе готовы нести эти традиции в новую историческую эпоху. Другое дело, что реалии жизни меняются, и не всякие традиции и не все навыки являются актуальными и полезными в последующие годы.
Сразу хотел бы остановиться на своем отношении к комсомолу, оно двойственно. С одной стороны комсомольцы своей энергией реализовывали масштабные проекты страны, с другой стороны к 80-м годам комсомол стал уверенно перерождаться в клуб любителей загребать жар чужими руками, то есть школу партократов и карьеристов. Жители нашей страны, заставшие последние годы СССР, прекрасно представляют, о чем я веду речь, и помнят классику карьерной лестницы некоторых управленцев: комсомол-райком-горком-обком и всюду «в белых перчатках».
Еще хотел бы обозначить свое понимание слова старики, я намеренно ставлю это слово в кавычки, и у меня это «старики». «Старики» - это не возраст, это состояние души! Есть люди, такие как 73-летний Лео Бокерия, который многим из нас даст фору в молодости духа. Бокерия постоянно учится и учит, работает и придумывает новое. А есть 35-летние ребята, которые по возрасту молоды, а в душе дряхлые старики. Они повторяют как мантры, заученные в университетские годы догмы о том, что нет денег; о том, что решение надо многократно обсудить, прежде чем реализовывать; о том, что жителям не надо давать всю полноту информации и т.д.
Для меня «старики» - это, прежде всего люди старые душой, выцветшие и неверящие в дело, которое они делают, это люди, отрабатывающие свою зарплату или отбывающие свой номер, кому какое сравнение ближе.
Во многих сферах сегодня у руля находятся люди, сформировавшиеся в другую историческую эпоху. При этом профессиональные качества они набирали в 90-х, то есть во времена «лихие и дикие». В итоге мы имеем сейчас руководство, состоящее из людей, которым близко «старческое» - несовременное и устаревшее мышление, костность.
Какие качества характеризуют таких управленцев - «стариков» кроме указанного выше легкого описания? Я бы выделил несколько важных, которые в итоге помогут понять, почему они так управляют.
Фрагментарность восприятия и действий.
Это наглядно проявляется в реализации проектов благоустройства территорий.
Тверь смогла освоить программу «Доступная среда». В городе не везде, но появились неплохие перекрестки и остановочные площадки. Да, к ним есть претензии, и нужно задавать вопросы о некорректной укладке тактильной плитки, хлипкости остановок и прочих недостатках.
Но итогом работы стало появление необходимой дорожной инфраструктуры для городской среды, как бы сильно жители этот вопрос не критиковали. Вернее появились фрагменты новой среды. Были построены лишь оазисы комфорта. И выйдя за границы участков этой реконструкции, попадаешь в другой мир, мир без асфальта, каких-либо бордюров, пандусов и т.д..
Жителям опять показали фрагментарность реализации и отсутствие комплексного видения процесса создания комфортной для передвижения среды. Показали, что в состоянии привести в порядок одно колесо из четырех на машине. Но елки-палки! С тремя спущенными колесами машина все равно не едет. И тут точно также, перекрестки - хорошо, но за ними непроходимая грязь! Если, что-то делать, то только комплексно, по-другому изменений не будет видно.
Нежелание принимать решения.
Главная обязанность руководителя - это принимать решения, находящиеся в его компетенции, и нести за это ответственность. Самое тяжелое - это принятие решений в кризисных ситуациях, когда для построения новых условий приходится ломать старый уклад жизни и быта. Причем, к сожалению, вначале ломать, что бы потом на этом месте построить новое. И сразу предложить красивую альтернативу не всегда возможно. И для таких решений требуются руководители, которые готовы быть обвиненными во всех грехах. Ведь вполне вероятно, что в процессе реализации придется 2-3 года носить клеймо непрофессионала. И только когда будет воплощена идея, продвигаемая этим руководителем, и она покажет свою эффективность – только тогда это клеймо сойдет.
У нас же другие руководители. Их деятельность по принятию решений сводится к совещаниям, на которых принимаются половинчатые решения, которые еще должны быть доработаны с учетом мнений лиц, принявших участие в совещании. Как итог - появляется «бумага», в которой выхолощена суть вопроса, но уделено огромное внимание мелочам, пункты которых и составят в дальнейшем тело бравурных отчетов и победных реляций.
А если же задачу умудрились провалить, то сразу вспоминают, что решение появилось в результате множества совещаний, и виноваты советчики, которые такого посоветовали то, что исполнить невозможно.
Ярким примером являются активные действия по реконструкции парка Победы. Уж и конкурс на проект объявили и провели. И субботники регулярно проводятся. А эти «наглые жители» все пишут и пишут, что в парке невозможно гулять, вот же настойчивые. Вот и получается, что человека готового принять решение и взять на себя его исполнение нет. Зато есть люди, которые регулярно проводят совещания о мерах, которые должны помочь парку измениться и рапортуют о числе проведенных совещаний, субботников, средствах освоенных на уборке-ремонте парка и прочей сопутствующей лабуде. То есть обо всем, кроме реализации программы по выводу перспективнейшего по своему местоположению, размерам и привлекательности парка из категории помоек города в категорию мест досуга и отдыха.
В некоторых аспектах руководителя можно сравнить с хирургом. А руководителя, имеющего дело с кризисными ситуациями, сравнить с хирургом, работающим в прифронтовом госпитале - он должен оперативно принять решение: лечить консервативно или резать радикально, неся полную ответственность за свои действия.
Нежелание получать реальный результат
Если присмотреться ко многим руководителям, то они не являются профессионалами, которые доросли до вершин в процессе профессионального роста и подъема по карьерной лестнице. Многие руководители – это политические ставленники, которые не имеют должного профессионализма и всегда «смотрят в рот» своему покровителю
Их судьба зависит не от выполнения ими своей работы, от качества работы и от результатов работы. Их судьба зависит от способности сформировать красивую отчетность, от способности угодить покровителю, который прикроет в случае провала и от способности ни с кем не поссориться. А вдруг итог работы и полученный результат будет «не удобен – не выгоден» по разным причинам покровителю? Тогда проще тянуть резину и изображать кипучую деятельность, добиваясь не реального результата, а «правильного» отчета.
Вот и получается, например, что руководство города не волнует то, как убирается снег - им важнее то, чтобы недостатки не заметили «наверху» (там, где принимают решения об их карьерной судьбе).
Еще можно вспомнить детские сады. Сверху сказано «ликвидировать очередь для детей 3-7 лет». Снизу сказали, что задачи ясны, цели определены и……переформировали места для детей от 1 до 3-х лет в места для детей 3-7 лет. По бумагам, отосланным «на верха» - задача выполнена, по факту - фарс. Число мест в результате фарса увеличилось не существенно, зато серьезные проблемы перед родителями детей 1-3 лет стали в принципе неразрешимы. Решена ли проблема? Судить вам!
Неумение и нежелание конкурировать.
Причем это неумение и нежелание конкурировать как внутри коллектива, так и с окружающей средой.
Внутри коллектива это скорее можно переименовать в застой кадров. У людей, севших в высокое кресло, первостепенной задачей становится удержание этого кресла под своим мягким местом. Причем не с помощью знаний или профессионализма, а с помощью других инструментов влияния. Этим руководителям сразу становится лень читать специализированную литературу, искать новые способы решения задач. Им легче давать поручения противоречащие задаче, а потом обвинять исполнителей в профнепригодности. Думаю, многим читателям такой способ управления знаком, в народе он именуется «я начальник - ты дурак». Такой начальник всеми силами старается изгнать из коллектива равного по профессионализму сотрудника, для исключения конкуренции и получает необходимый по лояльности коллектив, но который утрачивает способности к качественной работе.
Внешняя же часть конкуренции проявляется в отсутствии желания конкурировать за спрос на свои услуги со стороны населения. Ведь орган власти - это структура априори монополист, она может быть только в одном лице! Поэтому мышление людей, севших в кресло, простое - «придут люди сами, куда они денутся», ведь «если не мы, то кто»? То есть в то время как коммерсанты, что бы привлечь потребителя услуги (покупателя), из кожи вон лезут, придумывая как привлечь посетителей, власть предпочитает отписки - «не в моей компетенции, обратитесь в..».
Что привести в пример? А давайте администрацию Заволжского района, которая не смогла удержаться и решила отремонтировать фасад своего здания. В Заволжском районе нет больше никаких других проблем, требующих решения?! Везде оказана помощь жителям в спиле деревьев, везде прочищены водоотводные канавы, и тротуары находятся в том состоянии, которое можно назвать нормальным?! За любовь населения района глава района и его подчиненные борются именно таким способом. А есть ли застой кадров в такой администрации?
У нас мнение сложилось, теперь ваша очередь, читатель.
В итоге мы имеем три группы руководителей в нашей реальности:
Группа руководителей пенсионного и предпенсионного возраста, которые выросли в СССР, сформировались при раннем рынке и пытаются управлять советско-раннерыночными способами в чуждую им историческую эпоху
Группа руководителей среднего возраста, которые впитали в себя устаревшие советско-раннерыночные способы и хорошо себя чувствуют в группе указанной выше.
И группа руководителей (тут возраст на удивление не имеет значения) которые постоянно смотрят по сторонам и старательно пытаются применить новые механизмы и технологии в своей работе. Их меньшинство, и их авторитет строится чаще всего на образовательном и профессиональном уровне, который выше среднего в 2-5-10 раз. Только имея тотальное преимущество в профессионализме, получается спорить на равных (всего лишь на равных) со сплоченной группой руководителей, которым ничего не хочется менять.
Поэтому формы работы органов власти так нелепы. Ведь руководители, работающие по устаревшим принципам так же смешны, как человек в цилиндре в пивном баре. Эти руководители перестали быть форматом, но катастрофически не хотят этого видеть и признаваться себе в этом. Они тормоз страны, региона и города. Это они устраивают субботники таким образом, что участвовавшие в них матерят этих выдумщиков, а смотрящие со стороны неприкрыто смеются над отсталостью мышления власти. Это они не понимают, как надо работать с молодежью, что бы она оставалась в регионе и городе, а не бежала в соседние города и области, сверкая пятками. Это они умудряются такое великолепное событие, как долгожданный ремонт Восточного моста провести так, что город плюется, а не радуется. Это они говорят о нецелесообразности различных изменений, потому что изменения это всегда ответственность и работа, а это мы уже забыли.
Они являются нашим якорем, не дающим поднять паруса и набрать скорость. Ну не могут эти люди перековаться, не могут. Даже в 90-е годы руководители, впитавшие размах СССР и масштабность работ, при тотальном безденежье умудрялись выполнять серьезные проекты. Из истории нашего города вспоминаются проекты 90-х такие как постройка Мамулино, капитальный ремонт Нового моста, открытие новых трамвайный и троллейбусных маршрутов + закупка техники, масштабная реконструкция ул. Советской с демонтажем путей и новыми специально сделанными для улицы столбами освещения, тротуарами, на которых плитка до сих пор держится, а не крошится и т.д.
А что могут нынешние? Размаха задач они уже не впитали, зато научились составлять бюджет так, что бы побольше дырочек заткнуть. Правда, затыкая одну дырку в бюджете, они создают другую дырку. Вот и получается, что с ними невозможно говорить о развитии чего-либо, будь это транспорт, малый бизнес, туризм. Они умеют латать худой кафтан новыми (а иной раз старыми) заплатками поверх еще более старых, а не развивать или создавать условия для развития. Их мышление - это мышление немощной бабульки, которая под покосившийся забор ставит палочку, что бы тот не упал, одновременно продавая последние доски для ремонта.
А нам нужны не «старики», не безинициативные тихони, а сильные и целеустремленные хозяйственники, которые при виде покосившегося забора сколотят новый!
А в это время люди мыслящие не в тренде «пусть все будет как раньше», а люди энергичные, маринуются на низших должностях. И их учат не проявлять инициативы и не делать резких движений, не брать на себя лишнюю ответственность и больше обещать, чем делать. То есть их учат быть теми самыми чиновниками, о которых люди сочиняют анекдоты, и которых ненавидит вся страна. И самые способные ученики, освоившие дисциплину «стоим, а то как бы чего не вышло» пойдут наверх. А «двоечники», страдающие излишней инициативностью и желанием работать, останутся на своих местах.
Поэтому пока средний возраст руководства города стремится к 60-ти не только физически, но и морально, пока в руководстве преобладают «старики», безинициативные консерваторы, распродающие «последние вещи из дома» – до тех пор нам не стоит ждать перемен в жизни города. Мы так и будем потихоньку продолжать тонуть и затыкать щели, из которых льется вода, ставить новые паруса некому, команда 60-ти летних «стариков» уже лет двадцать на мачты не лазила, и не полезет - разучилась! А большинство более молодых специалистов (но почти «старики») тоже не полезут. Потому что не понимают – «зачем?!» Ведь их руководство, в молодости само не лазало, значит и нам не надо. Есть конечно те, кто пытается изменить реальность, но после окрика «куда полез» либо заканчивают что-то делать, либо лишаются возможности делать. Вот и получаем карусель «стариков», краснеющих при слове лизинг.