Время простых решений кончилось!
Именно такой заголовок мы решили поставить по итогам прошедшего вчера расширенного заседания Общественной палаты города посвященной транспорту.
По итогам мы планируем опубликовать серию подробных постов по каждой из поднятых вчера тем. А пока лишь общее впечатление. Что же было вчера? Мы скажем неприятную для себя и многих участников дискуссии, но правду, просто потому что врать людям, которые нас читают - это подло.
Вкратце – мы сами выступили плохо. Заявленная тема и проблематика настолько широка, а мы попытались в 10 минутный доклад включить многое, и в этом главная ошибка. В наших блогах озвученный материал доклада занимает 4 полноценных поста. А в итоге получилось поверхностное освещение и проблем, и предложений в одном докладе. Это хороший урок нам в плане правильного публичного освещения наших предложений – будем учиться доносить свою точку зрения. У чиновников и депутатов выступления получаются гораздо лучше, чего нельзя сказать об их работе. Но озвучить свои предложения не только в Интернете, но и в реале мы были обязаны. И будем продолжать работать в этом направлении.
Самое эмоциональное и предметное выступление прозвучало из уст министра транспорта ТО Суязова. И в нём он озвучил многие факты и предложения, о которых мы уже писали в блогах на ТИА и в ЖЖ. Так что здесь наблюдаем частичное совпадение точек зрения представителя власти и нашей. Другой вопрос – насколько сказанное министром реально будет трансформировано в конкретные дела. Тем более, что многие вопросы и претензии, высказанные им, относятся к компетенции городской администрации.
Но главное, о чем практически так и не сказали. Время простых решений действительно кончилось. Мы дождались момента, когда даже фраза «резать, не дожидаясь перитонита» потеряла свою актуальность. 15 лет бездействия (или преступных действий?) завели транспортную отрасль города в такой тупик, что только непопулярные и решительные действия могут что-то изменить.
В городе нет людей, которые готовы решать проблему! Мы этим весьма разочарованы, если не сказать больше. Зато в городе есть люди, готовые обсуждать любые темы в любом количестве, не делая в дальнейшем ничего.
Уважаемые представители власти, хватит уже рассказывать про сложность проблемы и необходимость комплексного ее решения, мы это слышим уже 15 лет и ситуация только ухудшается. Вы нам собираетесь рассказывать об этом еще 5-10-20 лет? А пора бы собрать все свое мужество в кулак, принять решение и нести за него ответственность, в том числе персональную.
Как расценивать слова Главы города о сожалении, что его поручение по маршруткам, данное в декабре 2012 года не выполнено? Это всё? То есть поручения Главы города можно не исполнять, и ничего за это не будет? Самим-то не смешно?
Что значат слова зам. главы администрации, что работа ведется и есть изменения? Какие изменения? Кто их заметил, кроме пресс-службы администрации? Жители? Вы проведите опрос среди жителей, что бы замерить реальную ситуацию. Мы можем это сделать, только боюсь, что вас результаты не устроят.
Суязов напомнил городским чиновникам, что с 1 января 2014 года должен начать работать муниципальный дорожный фонд, но он даже не создан… Хотя это возможность аккумулировать дополнительные (к бюджету города) денежные средства.
МУП ГЭТ озвучил очень простую вещь – трамваи просто не могут ехать по городу даже не из-за износа путей, а из-за постоянных препятствий на путях в лице автомобилей. И трамваи просто не выходят на линию – смысла нет стоять вместе со всеми в пробке на Тверском.
Теперь общественники - в лице уважаемых и почетных представителей города.
Общественники, которые вчера выступали, показали только желание обсуждать обсужденное и не более. Но тем самым они вольно или невольно дают для власти возможность затягивать обсуждение сколь угодно долго, без принятия решительных действий по данному вопросу. И тут же вопрос к власти – «Что, неужели так приятно быть окруженными людьми, которые с вами всегда согласны? Нет желания иметь объективную картину?»
Не надо рассказывать, как было хорошо с общественным транспортом в 70-х годах, не надо спрашивать о глубине проработанности вопроса и предложений. Просто потому, что мы не собираемся подменять Дептранс города, Депфин города и Минтранс области. Пусть они оценят наши предложения, пусть они выскажут свою взвешенную позицию. Пусть критикуют нас за финансовую непроработанность наших предложений. Пусть они детально и предметно указывают нам на наши ошибки. Мы учимся, нас консультируют специалисты-транспортники. И исправляя ошибки в своих предложениях, мы находим всё новые вопросы к власти. Именно так мы сможет сложить в общую картину, весь тот пазл - из бардака и хаоса, из «теневого» бизнеса на транспорте и коррупции (да, куда уж без неё), из некомпетенции или нежелания (а может боязни?) работать по закону, а не по понятиям. И авторы этого сложившегося транспортного коллапса в Твери известны – это администрация города. Но и депутатский корпус, и власти региона, и (опосредованно) все мы – жители. Ведь мы терпим весь этот бардак. И большей частью молчим.
Далее - представители маршутчиков. Вещали они о саморегулируюшейся организации (СРО), и что только саморегулирование спасет город. Если город даст СРО возможность действовать, то эффективность работы маршруток вырастет на 100%. Хотя что лукавить - «бери больше!» - на все 300%. Правда на вопрос, почему существующие СРО никакого саморегулирования не осуществляют, ответа не было. Так может быть на ваше СРО сами маршрутчики уже плюют? О многом ли смогли договориться две конкурирующие фирмы на 14 маршруте? И поджог автобусов, и погром стекол в микроавтобусах – это именно и есть саморегулирование? Может вы для них не авторитет? В чем причина того, что вы, существуя де-юре, ничего не можете сделать де-факто? Как, впрочем, и полиция города.
Теперь ГИБДД. Вы скоро станете любимцами всего города - и не только жителей, но и представителей власти. Оказывается, ГИБДД работает и оценивает свою работу в целом эффективно. Вот они провели одну операцию, другую операцию, третью и видно, что не дремлют. А по факту? На Речном нарушение сплошной разметки - это массовое явление. Стоянка нелегальных такси на Вокзале, который оборудован по всем требованиям и стандартам при несущем службу патруле -это данность времени. Игнорирование нарушений сотрудниками ГИБДД - это стало нормой! А ведь кроме игнорирования нарушений ПДД, есть еще и прямое указание, а иногда и принуждение, со стороны руководства, поощрять массовые нарушения ПДД, оправдывая это необходимостью разруливания города. Ведь по правилам город уже ездить не может - не хочет - не умеет (что уже страшнее). Видимо осталось только снять видеоролик, в котором машина будет спокойно ездить целый день по встречке и на красный, и отослать его Колокольцеву, что бы ГАИ города спохватилось и осознало свою роль в создании в городе порядка.
Несколько цифр - за 9 мес. 2013 г. в Твери 470 ДТП с маршрутками с материальным ущербом ( больше одного в день!!!), ежедневно только регистрируемых нарушений с маршрутками до 30... «ПАРКОН» в городе ежедневно оформляет до 100 протоков о нарушении правил парковки, их оплачиваемость 60-70%.
Эвакуатор в Твери вывозит в день 10-15 машин - нарушителей правил парковки, т.к. он 1 на весь город.
Мнения о борьбе с парковкой различны – город за государственно-частное партнерство по эвакуации, Минтранс – за платную парковку с оборудованием парковочной инфраструктуры частным инвесторам и разделением дохода.
Заседание Общественной палаты произвело тягостное впечатление. Власть укрывалась за волшебным словом «концепция» и предлагала все взвесить, а потом начать разрабатывать действенные меры. Прозвучали обязательные мантры про недостаток денег, и несовершенство законов. Как федеральных, так и местных. Вспомнили про 131ФЗ, где городу вменяется в обязанность организация транспортного сообщения, но не вменяются в обязанности функции регулирования. Укрываясь за этим, власти умывают руки от контроля и регулирования. Но господа! Закон не обязывает вас напрямую контролировать, но он и не запрещает этого! Так создавайте нормативные акты! Когда уже будет приведено в нормальный вид 223-е положение о транспорте? Или же эта «филькина грамота» так и будет той самой индульгенцией для всех участников теневого бизнеса на транспорте?
Прав Суязов – «Где деньги? В маршрутном бизнесе». Город руками чиновников отдал на откуп частным нелегальным перевозчикам транспортный бизнес, ежегодный оборот которого по разным оценкам составляет до 2 до 4 миллиардов рублей!. И с этих денег не платят налоги, не содержат дороги, не развивают пассажирский транспорт – ничего! Это просто подаренные кому-то деньги. За какой интерес наши управленцы создали такую преступную схему? Насколько тесно переплелись интересы чиновников и «коммерсантов»? Где тот смелый прокурор или следователь, который не побоится хотя бы озвучить подозрения о коррупции?
Минтранс рассказал о потерянных инвесторах, которые собирались вложить 100 млн. в создание системы персонифицированного учета на транспорте и систему единой оплаты. Причем снова упрекнул городских управленцев. Здесь же вспомнили и о действующей системе начисления оплаты за транспортную работу по ЕСПБ, которая основана на мифических цифрах отчетности. Оказывается, деньги делятся не исходя из перевезенных пассажиров, а за пройденные километры, то есть появляется раздолье для любых видов приписок! Итогом нововведений по ЕСПБ стало 40% падение поступлений тверскому элетротранспорту.
Резюмируя, можно сказать, что общественность косвенно поддерживала власть в ее стремлении оттягивать решение важнейшего для города вопроса. Маршрутчики, как всегда, говорили, о готовности саморегулироваться, но примеров эффективной саморегуляции не привели. ГИБДД, как всегда, оправдывалось отсутствием сотрудников. Администрация нахваливала себя за некую работу, и вспомнила только о планируемом исследовании пассажиропотоков. Город кивал на нехватку средств, на уход всех денег от штрафов в бюджет региона (таковы законы). И городу не интересно тратить деньги на контроль ПДД – т.к. «дохода с этого нет». Видимо, принцип необходимости поддержания законности без финансовой заинтересованности для города не важен.
Мероприятие прошло, все поставили галочку в свой актив и на этом успокоились. Но мы не хотим успокаиваться. Мы еще сильнее хотим добиться однозначных ответов на поставленные вопросы.
Обсуждение проблемы без принятия решения об алгоритме ее решения - это трата времени. И нашего, и вашего.
И в заключение.
Всем представителям власти и общественности, которая готова работать. Мы предлагаем (и будем) работать вместе. С нами тяжело работать и нам не легко, но мы учимся. Мы готовы обсуждать конкретику, предлагать решения проблемы, но не готовы больше участвовать в пустых мероприятиях, эффективность которых стремится к нулю.
Время простых решений и решений, которые можно откладывать кончилось. Пришло время решительных действий. Иное не нужно ни городу, ни нам.