У города нет денег на новые трамваи? Не беда, модернизируйте старые!
Одна из отговорок от покупки новых трамвайных вагонов - это доводы по их стоимости по сравнению с автобусами и троллейбусами. Было даже видео, в котором один высокопоставленный городской чиновник сравнивал стоимость одного трамвая и одного троллейбуса и на основе этого сравнения сделал вывод о выгодности использования именно троллейбусов. Но мы-то с вами знаем, что подобное сравнение в лоб ничего не показывает. Как минимум необходимо учитывать пассажиропотоки на маршруте и на основе этого выбирать вместимость подвижного состава, а также учитывать сроки службы вагонов и стоимость эксплуатации на одного пассажира.
Однако совсем не обязательно новую технику именно закупать. Многие региональные столицы поняли, что иногда уместнее и дешевле провести капитально-восстановительный ремонт (КВР) своих старых, 20-30 летних вагонов. Как вам например обновлённый трамвай из Ижевска?
Посмотрите короткий ролик об этом трамвайчике. Трам прекрасен.
(http://www.youtube.com/watch?v=weUzlZ2ohOU&feature=youtu.be)
Стоимость проведения КВР до двух раз меньше стоимости закупки нового вагона. Чтобы не быть голословным вот вам два аукциона из Краснодара по КВР тринадцати Татр-Т3 и трёх КТВ-5 (надеюсь о результатах позже нам расскажет Григорий Корнев :) ). Ну всё, заканчиваю вступление к посту. Остальное прекрасно расписал Антон Буслов.
Оригинал взят у в Новое. Хорошо забытое старое: акция для жителей городов с электротранспортом
Аннотация:просто хотел бы вам немного показать современных модернизаций трамвайных вагонов силами трамвайных депо разных городов. Ситуация с финансированием в стране тяжелая, покупка новых вагонов, зачастую, проблема. Но трамвайщики все же пытаются выкручиваться. Давайте посмотрим как. А главное посмотрим, как сделать, чтобы так поступили в вашем городе!
Одна из главных проблем старых трамвайных вагонов Татра Т3 (производства CKD) и КТМ-5 (71-605, 71-605М), составляющих большую часть парка провинциальных трамвайных систем России - это устаревшая система управления. Пассажир этого не видит... но такие вагоны ужасающе прожорливы в плане потребления энергии. На них работает система управления РКСУ, при которой при торможении лишняя энергия сгорает в резисторах под днищем вагона, кроме того, дополнительная энергия тратится из-за неоптимального цикла управления двигателями при разгоне. Современный электротранспорт имеет принципиально иные системы управления, кроме того, умеет при торможении отдавать энергию или в сеть (на тот участок по которому движется) или запасать у себя в аккумуляторах. В совокупности такой подход позволяет экономить до 30-40% энергии. Это очень много. Внедрение таких систем управления при модернизации является одним из значимых способов повышения энергоэффективности городского электротранспорта, и является окупаемым способом экономии. Умные города так делают. Глупые - не выделяют денег не то, что на новый подвижной состав, но даже на такие работы.
Посмотрим на только что презентованный модернизаированный вагон Татра Т3 сделанный силами МУП "Горэлектротранспорт" города Барнаула. Специалисты депо взяли вот такой классический вагон Татра Т3 выпущенный в Праге в 1984 году.
А вот как стал выглядеть вагон после модернизации. Обратите внимание на крышу вагона: на нее перенесено электрооборудование. Это повышает срок его службы. Кроме того, оно качественно изменено. На вагоне установлена новая система управления, разработки Новосибирской компании АРС-Терм. Они далеко не единственный производитель в России, который выпускает оборудование такого рода для трамваев и троллейбусов. Установленный на вагоне полупантограф выпущен в Челябинске, компанией ЧелябинскТрансСервис. Он снижает износ контактной сети, затраты на ее ремонт и обслуживание, и является еще одним весьма бюджетным способом экономии средств электротранспортным хозяйством.
Еще одной большой проблемой, которой болеют старые вагоны, является уровень комфорта для пассажира. Понятно, что далеко не во всех случаях вагон можно, и целесообразно переделывать в частично низкопольный... Но повысить комфорт того, что есть можно своими силами. Я помню как убеждал директора ТТУ Воронежа потратить средства на ремонт салонов трамвая, на что он говорил, что есть смысл тратиться только на ходовую часть, и убеждал, что пока с ней все в порядке - будущее у трамвая есть. Через год трамвай в Воронеже закрыли. Сейчас хотят строить заново с нуля, ищут деньги и инвестиции (Администрация Воронежской области). Умный директор ТТУ всегда будет искать средства на ремонт салона и повышение комфорта - глупый просрет все хозяйство, как сделал господин Туруло.
Таким вот был салон барнаульской Т3 до модернизации:
А вот таким он стал после. Новые сиденья, хороший пол, мягкие цвета, нормальное освещение, электронные маршрутоуказатели Искра, производства уфимской фирмы НПК "Искра".
Давайте посмотрим на переделку вагона КТМ-5, силами Новосибирского ГЭТа. Был обычный вагон 71-605М производства завода УКВЗ 1991 года.
Салон его не удалось найти, но салон большинства не модернизированных КТМ-5 выглядит в Новосибирске вот так:
После модернизации вагоны КТМ-5 в Новосибирске получают ремонт салона, новую систему управления ТрСУ, экономящую энергию. Новые двери, маршрутоуказатель. Вот токосъемник из-за ужасающего состояния контактной сети остался бугельным... Оценим внешний вид:
Посмотрим салон модернизанта:
Хуже, чем в Барнауле - но много лучше, чем ничего.
Посмотрим как вопрос модернизации собственными силами решил ГУП "Горэлектротранс" Петербурга. Там аналогичная проблема стоит с вагонами ЛМ-68М "Машка". Вот был вагон ЛМ-68М выпущенный на ПТМЗ в 1983 году (мой ровесник!)
Такой вот у них салон обычно:
Но петербургские трамвайщики взяли и одном из своих парков провели работу по модернизации салона, ремонту кузова, смене системы управления. Вагон получил новую систему управления, обновленный салон в котором сделали низкопольную заднюю площадку, капитально изменили тележки! Поставили полупантограф! Получилось вот так:
Салон с низкопольной площадкой! Из старого вагона! Вы это представляете :) Это вагон 1983 года!
Новые капитально переделанные тележки. На тележках асинхронные тяговые приводы и моторно-подвесные балки, дисковые тормоза.
Кстати, электрооборудование для вагона уже питерского производства. Компания ЭПРО производит оборудование для всех основных моделей трамваев и троллейбусов, включая Татра Т3, КТМ-5. То есть на рынке есть много компаний, и можно выбирать лучший и экономичный вариант.
Не могу не рассказать про любимую Самару. Ведь наше ТТУ модернизирует вагоны Татра Т3 с использованием электрооборудования компании АСК (г. Екатеринбург). Получается вагон Т3Е, серьезно экономящий электроэнергию. Пассажирский салон, к сожалению, в модернизацию не идет - только в капитальный ремонт. Но из-за замены оборудования ход становится плавнее, в салоне становится тише, и для пассажира все незамеченным не проходит.
Были такие вагоны 1983 года выпуска:
А стали такие:
Заметим челябинский полупантограф и ящики электрооборудования на крыше вагона. Установлен комплект тягового привода на IGBT-транзисторах производства ЗАО "АСК", г. Екатеринбург, штатный мотор-генератор заменён на два блока статических преобразователей и два вентилятора, применён новый межвагонный кабель с разъёмами фирмы HARTING, установлен полупантограф. После модернизации присвоен индекс "T3E". Таких вагонов в Самаре уже 17 штук!
А вот модернизация салона в Самаре пока скорее из разряда курьезов... Сделали один вагон. Он оборудован даже Wi-Fi и мягкими креслами. За былую не типичную окраску пассажиры прозвали его "холодильником", а за тюнинг - "дагестанским тазиком". Обратите внимание на не типичные для России фальшборта у тележек. А цвет пантографа! Сказка :)
Вот его салон:
Выглядит как одна большая шутка :) В Самаре ходят слухи что идея этого чуда принадлежит то ли мэру города Д.И. Азарову, то ли мне. На самом деле идея - директора МУП "ТТУ" Д.М. Сараева :) При всей задорности проекта, оброщу ваше внимание на новые отопители салона. Их массово производят в России. Вот, например, компания ЭТНА в Саратове. Во всех модернизированных трамваях используются новые, качественные калориферы! В Самаре при модернизации троллейбусов ставят и новые электронные маршрутоуказатели.
Итак, я рассказал вам, как хорошие города справляются с существующими трудностями. КВР с модернизацией позволяет продлить срок жизни троллейбуса или трамвая до 15 лет (!). Он способен дать качественную экономию и на последующих ремонтах, и на эксплуатации. Главное, он дает массу возможностей для пассажиров в плане комфорта перемещения. Оборудование массово производится в России, причем разными фирмами - можно выбирать и думать. Оно стоит вполне сносных денег.
Поэтому используя ссылки и факты из этого поста напишите в мэрию своего города. Требуйте активной модернизации старого парка троллейбусов и трамваев (все фирмы что я привел работают со всеми видами ГЭТ). Может случиться, что у мэрии нет денег на новый подвижной состав. Да - тут нужна поддержка области, поддержка федерального центра. Вопрос не простой. Но вот модернизацию мэр ОБЯЗАН обеспечить. Никаких отговорок тут быть не может. Это посильная задача для ЛЮБОГО города. Не поленитесь и напишите в мэрию. Это правда то, что мы можем сделать здесь и сейчас.
Присылайте сканы ответов - я их опубликую, со своими комментариями и советами как продолжить переписку. Страна должна знать своих героев-мэров, которые настолько безразличны к городскому транспорту, что не могут найти средств на качественный ремонт трамваев и троллейбусов!
В статье использованы фотографии с сайта http://transphoto.ru/ Огромное спасибо авторам фотоматериалов!
Если вы производите оборудование для ГЭТ, но я не указал ссылку на вас в посте, напишите мне на astroaist@gmail.com - поправим пост.
ПОСТ ТРЕБУЕТ АКТИВНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
ПС. Ещё от себя добавлю, что помимо проведения КВРа существует вариант закупки зарубежных поддержанных трамваев. По сравнению с отечественными зарубежные вагоны сохраняются в гораздо лучшем состоянии. Так, например, делают в Пятигорске (3 трамвая по 1,6 млн. каждый) или в Курске (10 трамваев по 0,8 млн. каждый +замена тележек).
Если интересно читать о тверском транспорте, добавляйтесь в друзья в ЖЖ и/или подписывайтесь на уведомления о новых постах (тоже ЖЖ). И не забывайте про твиттер: @monteKlever. )