Рекомендации по применению мощения (Питер, 2011 год)
Сорри, на прошлой неделе совсем не писал постов. Полностью погрузился в чтение книги.. вот этой:
Уже не помню как на неё наткнулся, но книга оказалась стоящей. Думаете, почему гулять по Питеру намного приятнее, чем по Москве? Вполне возможно, что в том числе из-за наличия этих рекомендаций, выполнение которых скорее всего требуют от исполнителей контрактов на благоустройство.
Скачать Рекомендации целиком можно здесь: yadi.sk/d/TygNsyb97fJbS (pdf 9,4 МБ). В документе где-то 65 страниц полезного текста о благоустройстве территорий мощением, которые рекомендую к прочтению всем интересующимся пешеходной инфраструктурой. Ну или хотя б пробегитесь по основным скриншотам.
Начнём с содержания:
Дальше будет три десятка скриншотов с минимумом моих комментариев.
3 Термины и определения
4 Общие положения
4.1 Преимущества дорожных покрытий из плит/камней мощения
4.2 Изделия для мощения
Бетонные плиты и камни мощения очень разнообразны. Их различают по многим параметрам: технологии производства, виду лицевой поверхности, по цвету, форме и классу прочности.
Окраска плитки должна производится качественно:
5 Проектирование дорожных покрытий из камней мощения
5.2 Оформление поверхности земли средствами мощения
1)
Приём 1 - размывание границ поверхности с твердым покрытием:
Приём 2 - применение комбинированных покрытий (сочетание плит/камней мощения с газонным покрытием или с природными сыпучими материалами вроде песка, щебня и др.):
Приём 3 - устройство зелёных швов:
2)
Примеры комбинаций в дорожном покрытии камней/плит различных видов:
Комбинации натуральных и искусственных камней/плит:
3)
Применение тактильного покрытия:
5.3 Связанные и несвязанные дорожные покрытия
5.3.1 Особенности связанных и несвязанных дорожных покрытий
Дорожные покрытия бывают связанные и несвязанные. Связанные выполняются с применением растворов на основе трассово-цементных, полимерных вяжущих или вяжущих из синтетических смол. Несвязанные выполняются с применением традиционных сыпучих материалов. Связанная конструкция покрытия ведёт себя как жёсткая плита, следовательно для уменьшения термических напряжений следует использовать деформационные швы на расстоянии от 4 до 6 м в продольном и поперечном направлении. Затраты при разборке и ремонте связанной конструкции выше, повторное использование элементов покрытия, как правило, невозможно.
5.3.4 Деформационные швы в дорожных покрытиях связанной конструкции
Всегда следует предпочитать ширину покрытия кратной 1 м, а расчётную ширину швов между камнями - равной 4 мм.
5.4 Выбор размеров, оптимальной формы и раскладки плит/камней мощения в дорожном покрытии
5.4.3 Раскладка камней мощения
Раскладка камней мощения имеет большое значение в дорожном покрытии преимущественно в несвязанной конструкции, особенно при автомобильном движении. Чтобы все места стыков камней подвергались примерно одинаковому износу, рекомендуется вести укладку под углом 45* к оси движения транспорта.
Встраивания в мощение элементов городской среды (крышек колодцев, столбов, урн) могут быть выполнены гранитными мелкоштучными камнями. Это позволяет избежать фигурной резки и упрощает последующе восстановление покрытия при ремонте или замене этих элементов. Гранитные камни намного прочнее и долговечнее бетонных, поэтому могут быть использованы многократно.
5.6 Закрепление краевых участков мощения
Для предотвращения вымывания или выноса материала монтажного слоя и поломки крайних плит/камней применяется изделия для закрепления краёв мощения: натуральные камни, бортовые гранитные и бетонные камни, пластиковые и металлические бордюры, антисептированные доски.
(схема стыковки поверхности мощения с бордюром)
5.7 Водоотвод и гидроизоляция
Водоотводящая способность рассматриваемых покрытий примерно на 20% ниже, чем асфальтобетонных. В связи с этим результирующий уклон к водоотводящим устройствам должен быть не менее 2,5%.
Для отвода воды от водосточных труб применяют специальные закрытые или открытые лотки, либо устраивают понижение поперечного ряда камней мощения. Стыковочные швы в желобах заполняются водонепроницаемым раствором.
Применение экструдированного пенополистирола:
6 Конструирование дорожных одежд и эксплуатируемых кровель с покрытием из Плит/камней мощения
8 Строительство и контроль качества
Калиберные резаки для тротуарной плитки, натурального камня и газосиликатных блоков:
Оборудование для работ по устройству дорожного покрытия из плит/камней мощения:
Профессиональный инструмент для работ по мощению:
Полезная табличка с составом операций контроля на каждом из этапов работ:
9 Эксплуатация дорожных покрытий
Механизированная техника для мойки плитки:
9.3.5. В зимний период, при уборке покрытия не рекомендуется применять средства, содержащие техниче- скую соль. Во избежание разрушения декоративного слоя камня и его лицевой поверхности, нельзя использо- вать для уборки инструменты с металлической рабочей частью или поверхностью. Отвалы снегоуборочных машин должны быть снабжены резиновыми отбойниками. В качестве антигололедных средств рекомендуется применять песок или гранитную крошку.
В общем, документ очень крутой и интересный. Если кому понравились скрины, то обязательно скачайте и прочитайте Рекомендации целиком.