Борьба с нарушением правил парковки в Твери
В предыдущем посте мы поговорили о нарушении правил парковки в Твери. Теперь предлагаю обсудить конкретные мероприятия по сокращению числа этих нарушений. Почему надо бороться с неправильной парковкой в Центре Твери (и не только)? По мнению многих транспортных экспертов в удобном городе приоритеты должны определяться следующим образом:
картинка взята у Горпроектов
Поэтому цели борьбы с неправильной парковкой очень просты:
- повышение качества пешеходной инфраструктуры (парковка на тротуарах, на или перед зебрами);
- повышение качества пользования ОТ (парковка на остановках и в 15 метрах от них);
- разгрузка магистральных улиц для движущихся автомобилей (парковка во втором ряду, несоблюдение знаков параллельной парковки или её запрещающих);
- и другие.
Проанализировав ситуацию с нарушением правил парковки в городе, предлагаем подумать над такими мерами по её улучшению:
Разберём каждый пункт по порядку.
1) Интенсификация использования Парконов
Многие наверное знают, что у нас в городе используются автоматические средства фиксации правонарушений - «Дозор-М» и «Паркон». Впервые мы услышали о них в середине 2012 года.
Но прошёл год, а про оштрафованных этими устройствами вообще ничего неслышно. Единственное официальное подтверждение их работы я увидел здесь. В письме говорится, что за 2013 год было оштрафовано более 2000 нарушителей. Несложные расчёты подсказывают, что это ~14 человек в день. 14 человек в день даже для одного устройства это очень-очень мало. Очевидно, что система Паркон работает кое-как.
Чтобы лучше прояснить ситуацию, было отправлено письмо начальнику ГИБДД с запросом подробной информации по работе Парконов (текст письма можно найти в разделе Переписка с органами власти).
Предлагаем: интенсивнее начать использовать Парконы с фиксацией хотя бы сотен нарушителей в день.
2) Повышение эффективности эвакуации/блокирации нарушителей
По последней информации из РЭК стоимость эвакуации составляет 270 рублей за 1 км. Считаю, что текущий способ расчёта стоимости эвакуации, а также размещение штрафстоянок в корне неправильные.
Известно, что одна штрафстоянка находится в Химинституте, а вторую вообще вывели за черту города, разместив на окружной у Колыбы. Смотрите, что получается по стоимости:
- эвакуация неправильно припаркованного автомобиля с востока или юга Московского района обойдётся нарушителю не больше 1350 руб.;
- из центра стоимость эвакуации составит в среднем 2 700 руб.;
- а из отдалённых районов, таких например как Юность, она будет уже 5 400!
То есть сейчас неправильная парковка в Юности карается в пять раз большими расходами на эвакуацию, чем, например, неправильная парковка в районе элеватора! Это не дело, конечно. Особенно если учесть, что в поисковике за 2 минуты можно найти эвакуаторы по Твери не дороже 1000-1500 рублей!
Подобный расчёт стоимости эвакуации безосновательно дифференцирует наказание за нарушение правил парковки. Для сравнения в Перми стоимость эвакуации фиксированная и составляет 1 255,08 руб. вне зависимости от места эвакуации. Любому тверичанину понятно, что в таком виде закон №49-ЗО, а именно он регулирует регулирует порядок эвакуации в Твери и области, написан не для людей, а для фирм-эвакуаторов.
2.1) Изменение порядка расчёта стоимости эвакуации
Когда расчёт производится не за сам факт эвакуации, а за километраж, то для фирм-эвакуаторов выгоднее возить нарушителей на штрафстоянки как можно дальше. Вот и получается, что большую часть рабочего времени эвакуаторы просто катают по городу воздух! Владельцам же после того, как машину эвакуировали, ещё предстоит изрядно поколесить по городу, чтобы забрать свой автомобиль.
Предлагаем: устанавливать фиксированную стоимость эвакуации, рассчитанную на основе средней стоимости данной услуги по городу.
2.2) Введение бесплатного временного периода после доставки на штрафстоянку
Согласно 49му закону, плата за штрафстоянку исчисляется с момента доставки транспортного средства на штрафстоянку. Стоимость одного часа составляет 18 рублей. При этом, чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки нужно совершить следующие действия:
- обнаружить отсутствие автомобиля;
- выяснить, что его не украли, а эвакуировали;
- съездить оплатить штраф в ГИБДД;
- добраться своим ходом до штрафстоянки.
Среднее время, за которое реально всё это успеть (и то с учётом быстрого обнаружения), составляет примерно 4 часа. Если у вас хоть раз эвакуировали машину, то вы должно быть помните, какой это стресс. Так вот чтобы автолюбитель лишний раз не носился по городу сломя голову, зная, что каждый час цена за стоянку растёт, первое время нахождения на штрафстоянке должно быть бесплатным. Раньше в Москве это время составляло один день, но понятно, что в нашей ситуации это многовато.
Предлагаем: первые 4 часа на штрафстоянке предусмотреть бесплатными.
2.3) Увеличение числа эвакуаторов и штрафстоянок
Текущее количество эвакуаторов не справляется с возложенной на них задачей по прививанию культуры правильной парковки. Вполне возможно, что никто такой задачи для них и не ставил... Так или иначе, сейчас эвакуация представляет собой скорее точечные набеги, чем систематическую работу. Водителей эти набеги нисколько не пугают, а лишь раздражают из-за отвратительного расположения штрафстоянок. Если мы всё-таки хотим жить в красивом удобном городе, то это необходимо менять. Что касается штрафстоянок, то мы уже знаем, что их всего две на весь четырёхсоттысячный город.
При текущем количестве нарушений правил парковки целесообразно в каждом районе создать по одной или несколько фирм, занимающихся эвакуацией и имеющих по отдельной штрафстоянке в этом же районе.
Причём работа одной из фирм должна проходить круглосуточно и без выходных. Для этого, например, администрация может провести 4 конкурса по одному на каждый район. В качестве условий участия в конкурсе как раз можно оговорить наличие минимального количества эвакуаторов. Отдельно стоит подчеркнуть, что штрафстоянка должна находиться как можно ближе к месту эвакуации. Добиться этого можно, организовав отдельные штрафстоянки в каждом районе, расположенные как можно ближе к их географическим центрам или центрам районов, определённым по плотности размещения населения.
Предлагаем: отдельно в каждом районе города провести конкурс на выбор фирмы, занимающейся эвакуацией; одновременно с этим увеличить число эвакуаторов и штрафстоянок; предусмотреть по одной штрафстоянке на каждый район, расположенной максимально удобно для быстрого проведения эвакуации.
2.4) Перенаправление части отчислений за эвакуацию в городской бюджет
Как я уже упоминал, штрафы за нарушение ПДД идут в бюджет области. Однако город тоже должен быть материально заинтересован как в наведение порядка с парковкой, так и в улучшении системы эвакуации. Потому что парковка находится на городских улицах и за качество городской среды жители спрашивают в первую очередь не с областных властей, а с городских! Вырученные деньги могут осесть в карманах чиновников пойти на то же упорядочивание парковочных мест, модернизацию тротуаров и создание велодорожек. Например, как сейчас собираются делать в Москве крутой проект на Пятницкой.
На данный момент здесь мне видятся следующие варианты:
- город может оборудовать и сдавать в аренду места под штрафстоянку в каждом из районов;
- ставкой на аукционе можно сделать процент отчислений городскому бюджету с получаемой платы за эвакуацию. То есть допустим у нас стоимость эвакуации будет 1500 рублей. Соответственно выиграет аукцион та фирма, которая предложит максимальный процент отката максимальный процент отчислений в городской бюджет с этих полутора тысяч за каждую эвакуацию.
- ваши варианты?
Предлагаем: предусмотреть возможность перераспределения вырученных от эвакуации денег в городской бюджет.
2.5) Законодательное закрепление и использование блокираторов колёс
Стоит отметить, что эвакуация довольно дорогой способ призвания к ответственности нарушителей. Также не во всех ситуациях получится эвакуировать автомобиль. Поэтому необходимо подумать над использованием блокираторов, например там, где припаркованный автомобиль не создаёт препятствий для других участников движения. И прописать их использование в том же региональном законе. В случае невозможности это сделать депутатам Заксобрания разработать и передать соответсвтующие поправки в Госдуму, разрешающие задерживать правонарушителей при помощи блокирующих устройств.
Ещё ода важная цель блокираторов – борьба с неправильно припаркованными грузовиками и фурами (крупногабаритными транспортными средствами), эвакуация которых очень сложна технически и затратна. В Казани сотрудники ГИБДД активно используют блокираторы именно для очистки улиц от незаконно припаркованных грузовых автомобилей – их колеса в ночное время спутают стальные замки.
Предлагаем: проработать вопрос законодательного закрепления блокираторов; начать использовать блокираторы наряду с эвакуацией.
3) Значительное улучшение информирования населения о парковке в городе
Как и при любых нововведениях, очень важным моментом, который власти постоянно недооценивают, является информирование. Без толкового информирования могут не получиться даже самые значимые проекты. Сейчас нет ни одного интернет-ресурса, на котором можно получить полную информацию по парковкам и эвакуации. Сам законопроект лежит на сайте Заксобрания. Тарифы устанавливает РЭК, но на сайте у них чёрт ногу сломит и ничего не найти. Порядок эвакуации простым человеческим языком вообще нигде не прописан!
Существует 3 интернет-площадки, на одной их которых целесообразно создать раздел с подробной информацией по эвакуации/блокирации/парковке. Это портал города Твери, портал Министерства транспорта Тв. области и сайт ГИБДД-69. Причём если информация будет размещена к примеру на tver.ru, то два других ресурса должны иметь ссылки на соответствующий раздел.
Примерный состав раздела с информацией для жителей о вопросах парковки и эвакуации автомобилей:
1. Нормативно-правовая база
2. Порядок эвакуации/блокировки
3. Стоимость эвакуации/блокировки.
4. Прочая справочная информация:
- телефон, по которому звонить за дополнительной информацией, если ваш автомобиль эвакуировали/заблокировали (круглосуточный);
- реквизиты для оплаты штрафа;
- способы оплаты штрафа;
- адрес предоставления оплаченного штрафа (круглосуточный);
- адреса и телефоны всех существующих штрафстоянок (круглосуточные);
- список улиц, на которых чаще всего осуществляется контроль за парковкой.
5. Статистика:
- число эвакуированных автомобилей по месяцам/по годам (с разбивкой на районы);
- поступления в городской и областной бюджеты от системы эвакуации по годам;
- число оштрафованных автомобилистов посредством Парковнов по годам;
- сумма штрафов, собранных Парконами по типам правонарушений за каждый год;
- общее число эвакуаторов, по годам.
6. Перечень (а лучше карта) улиц, на которых парковка запрещена, а также места платных парковок (в будущем).
[что забыл?]
Дополнительно можно разместить эту информацию на тематических сайтах города (пример – «Регион69») и самых посещаемых новостных порталах («ТИА» и др.)
Предлагаем: создать отдельный раздел на сайте http://www.tver.ru/ (либо http://mintrans.tver.ru, http://www.69gibdd.ru), на котором можно будет получить полную информацию обо всех мероприятиях, связанных с парковкой в Твери.
Остаётся лишь добавить, что эвакуаторщики работают не сами по себе, а совместно с сотрудниками ГИБДД. Поэтому сразу придётся задуматься над проблемой численности состава и другими возможными проблемами, которые обязательно возникнут при увеличении числа эвакуаторов.
PS. после обсуждений я оформлю письмо с итоговыми предложениями и отправлю в комитет по транспорту при ТГД на рассмотрение. в общем, если есть что добавить/подредактировать/не согласиться, то лучше сделать это прямо сейчас.
Всё самое интересное и оперативное я пишу в твиттер @monteKlever.
Оглавление журнала proboknet-tver.