Дневник краснофлотца 29 ноября 1944 года.
Последствия шторма. Утром подходим к Иоканьге. Караван выстраивается кильватерной колонной по створам. В бухте транспорты, эсминцы, тральщики и другие суда. Становимся на якорь.
Вот, и в 1944 году, снова в "Бухте смерти". Теперь здесь в смысле налетов спокойно. Только в море пошаливают лодки.
Узнаем, что прошедший недавно ледяной шторм натворил немало бед. Транспорт "Буденный" не довел до Колгуева баржу, которая оторвалась и сейчас еще не найдена. На ней осталось три человека. В этот шторм погиб "ТАМ-109" - тральщик американской стройки с нашей командой. Этот тральщик когда-то вытралил много мин и на одной из них сам чуть не подорвался - мина взорвалась метрах в десяти и повредила корпус, вывела из строя дизель. Он долго ремонтировался. Суда этого типа имеют деревянный корпус с целью получения наименьшего магнитного поля при прохождении над минами. Во время последнего шторма "ТАМ-109" отстал от каравана и один продолжал идти, упорно преодолевая ветер и волны, к Канину Носу (от Хабарова) . При морозе и огромном волнении тральщик стал обмерзать. Команда целые сутки скалывала лед, где это было возможно, но с полубака смывало людей и судно все тяжелее поднималось на волне. Затем тральщик стал деформироваться и разрушаться, вода стала заливать помещения. Ветер бал II балл, вода, по рассказам очевидцев, как в котле кипела. Корабль потерял ход и управление. Он нырнул последний раз в волну и уже не поднялся, вода залила его. Команда бросилась на верх, но выбрались немногие. Слышали, как в кают-компании раздавались пистолетные выстрелы. Предполагают, что там стрелялись офицеры. Скоро на поверхности бушующего моря плавали легкие вещи, плотики, люди. Корабль пошел на дно.
Через несколько секунд раздались взрывы, это рвались "глубинки", когда корабль погрузился на глубину, на которую поставлены эти бомбы (обычно 25 метров). На поверхность стали всплывать деревянные обломки корпуса. Всю эту шевелящуюся массу обломков и людей стало разносить в стороны.
Радист "ТАМ-109" давал извещение о гибели судна, и на спасение вышли из Иоканьги эсминцы. Эсминец "достойный" обнаружил в море резиновый плотик с тремя людьми. Он долго пытался подойти и взять их, но бросаемые концы они не брали, так как от холода тела были онемевшие.
Наконец, несмотря на огромные волны, эсминцу удалось подойти к ним вплотную и их вытащили.
Спасшиеся говорят, что выдержали в воде два часа и этому приходиться верить, так как пока был дан сигнал и пока пришла помощь, могло пройти и больше время. Но пробыть в воде два часа при II баллах и 14 градусах мороза! Так, по крайней мере рассказали сами спасшиеся. Иногда я в своих записках сомневаюсь в объективности рассказчиков и пересказчиков, но сейчас эта запись из первых уст: эти трое сидят у нас в столовой и все слушают их рассказ. Все они молодые здоровые ребята. У них только немного отморожены пальцы. Интересно, что один из них был в машинном отделении и несмотря на 40 градусную жару, он в ватнике и брюках чувствовал, что его "все знобит". Все это последствия их ледяной ванны, да и нервного потрясения.