28 Марта 24, 15:47
Блоги, Общество
05 Ноября 2014, 14:08

1/3 Культуры (с)

http://www.krasfun.ru/2009/10/obshhestvennye-tualety-raznyx-stran/

В городах долгое время не было ни канализации, ни общественных туалетов. Люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу, где они смешивались с дорожной грязью и конским навозом, а нужду справляли прямо в реки или в городских садах. Лишь в конце XIX века появились гигиена и санитария как урбанистические категории.

Первый городской общественный туалет — ретирадник — в Санкт-Петербурге был построен у Михайловского манежа в 1871 г. Над выгребной ямой соорудили домик, и в качестве обогревателя установили русскую печь. Успешный опыт побудил городские власти приступить к постройке в северной столице еще 42 туалетов (у Александровского театра, на площади Никольского рынка). Археологические находки в древних русских городах показывают, что уже в XIV — XV веках существовали дренажные системы из деревянных труб для удаления стоков. Но только в конце XIX века в крупных российских городах начинается строительство централизованных систем канализации и водоотведения. Удаление продуктов жизнедеятельности осуществлялось сбором их в выгребных ямах и вывозом в определённые места за городом. Общественные туалеты устраивались только на рынках, в центральных районах городов, в скверах, где собиралось большое количество жителей. В частных домовладениях туалеты устраивались отдельно от здания вблизи проезжей части для удобства опорожнения выгребных ям. Вывоз нечистот осуществляли частные лица — «золотари» на телегах с бочками и происходило это только в ночное время. В крупных городах были организованы специальные ассенизационные обозы для вывоза нечистот, просуществовавшие до 30-х годов XX века.

Изобретённые в Англии ватерклозеты не сразу вошли в быт русских домовладельцев из-за инертности и консерватизма, хотя некоторые источники предписывают изобретение унитаза русскому морскому инженеру Василию Блинову. Более 120 лет назад в Санкт-Петербургском Императорском университете он весьма оригинально продемонстрировал свой санитарный прибор. К неописуемому восторгу присутствующей почтенной публики автор навалил в фаянсовую чашу своего детища полведра конского навоза, а затем смыл его начисто ведром воды. В первые годы XX века по проекту архитектора-модерниста А. И. Зазерского в Петербурге был построен необычный для того времени общественный туалет. Это было массивное и просторное здание с узорчатой кирпичной кладкой, украшенное шпилями и башенками. Здание имело 4 входа: два обычные «М» и «Ж», а ещё отдельно для мальчиков и девочек. Кроме этого легендарного туалета мастером модерна были построены два попроще: в Александровском саду и на Театральной площади. В общественных туалетах клозеты представляли собой соединяемые в один ряд короткие отрезки раструбных чугунных труб с патрубком, на фланец которого укреплялось сиденье. В нижней части сборной трубы всегда находилась вода, которая поступала из смывного бака. Через сифон в полу, предотвращающий попадание запахов в помещение, загрязнения вместе с водой периодически удалялись в канализацию. В туалетах устанавливались писсуары из фаянса различных конструкций: плоские, угловые и писсуары специальной конструкции для дам.(Продолжение в конце поста).

Двухтысячелетняя история Парижа – это, кроме всего прочего, история того, как Париж постепенно (очень постепенно!) приучался к чистоте. Мы и сегодня ропщем, что на улицах прекрасного города слишком много позволяют себе собаки. Но по сравнению с тем, что представлял собой Париж, скажем, в средние века, нынешнее состояние тротуаров кажется образцом чистоты и гигиены. Ведь Вот лишь некоторые страницы долгой истории общественных туалетов Парижа. Чтобы хоть как-то упорядочить отправление естественной нужды прохожими, в 1770 году по приказу префекта полиции были установлены специальные бочки в начале и в конце каждой улицы. В 1834 году префект Рамбюто наладил промышленное изготовление нехитрых общественных туалетов (но только для мужчин!), которые сначала называли «колонны Рамбюто», а потом – «веспасианы» (как ни странно, это название общественным писсуарам дал женский журнал «Le Journal des femmes»). В 1843 году в Париже насчитывалось 468 «веспасианов». Они оставались на улицах столицы вплоть до 1980 года, когда на смену им пришли общественные туалеты для представителей обоих полов «Sanisette» (платные туалеты в виде «музыкальных шкатулок» для индивидуального пользования). По решению городских властей один «веспасиан» решено было сохранить для истории. Этот туалет стоит и сегодня напротив дома 86 по бульвару Араго (boulevard Arago) в 13-м округе Парижа. Вы спросите – а при чем тут Веспасиан, основатель династии римских императоров Флавиев? Дело в том, что именно Веспасиану пришло на ум построить для своих солдат коллективные писсуары на улицах Рима. Мало того, император ввел налог на отправление естественной нужды, который римляне платили раз в четыре года. Когда сын Веспасиана стал корить отца за то, что тот делает деньги на человеческой моче, император ответил ему фразой, которая стала с тех пор крылатой: «Деньги не пахнут!».

Бонус

кино: Общественный туалет
Оригинальное название: Hwajangshil eodieyo?
Дата выхода: 2002 
Премьера в РФ: 2002 
Режиссер: Фрут Чан
В ролях: Цуёси АбеМа ЧжэЧжан ХёкЧо Ин СонYang-hie KimДжо КукСэм Ли

В центре нашего повествования - некий парнишка по имени Донг Донг, который был рожден в обычном общественном туалете. Брошенный в человеческие отходы, глотая мочу, младенец все же выжил. Прошли годы. Убежденный, что умирающую бабушку можно спасти, 18-летний Донг Донг отправляется в далекое путешествие, чтобы найти лекарство. Пусан, Корея. У прибрежного кафе, из вод, появляется таинственная женщина. Несмотря на свою неизлечимую болезнь, ее единственное стремление — сделать окружающий мир чище. Нью-Йорк. Сэм — профессиональный убийца, прячет оружие в бачке общественного туалета. Он мечтает о карьере актера в гангстерских боевиках Голливуда, но связал свою судьбу с бандой подонков. Его жизнь изменилась, а будущее потеряло смысл, так как его девушка Джо уехала в Китай искать лекарство для своей больной матери. Двое братьев индусов сопровождают своего больного отца в путешествии к Гангу, надеясь излечить его святой водой. В поезде они встречают Тони, следующего из Пекина, в поисках лекарства для своего больного младшего братишки. Перед лицом смерти, эти молодые люди иногда становятся сумасшедшими, но всегда искренними в поисках чудо-средства, чтобы вылечить дорогих их сердцу близких...

Подпишись на наш Telegram-канал
Метки: культура
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх