Стрит-арт, граффити – печать современности, которую с согласованием, а чаще без, уличные художники оставляют на городских улицах. Чаще всего такое искусство живёт не долго, и мнения горожан о нём расходятся до диаметрально противоположных. Но каким бы ни было отношение к стрит-арту, он живёт, развивается, и уличные художники становятся мировыми знаменитостями, чьи работы оценивают в десятки, сотни и миллионы долларов.
Редакция ТИА попросила главного архитектора Твери и нескольких художников выбрать и назвать самые достойные, по их мнению, стрит-арты города.
- На здании, где парикмахерская "Элегант", на пересечении улицы Советской и Тверского проспекта, два глазика есть. Это единственное, что мне нравится. Всё остальное я считаю безобразием. А это хорошо получилось. Но место неподходящее. И вообще, я считаю, на зданиях исторического центра просто исключено всяческое граффити.
Алексей Жоголев выбрал арт, который нарисовал дизайнер и уличный художник Михаил Дрёмин (Mike Hyper). Он известен тем, что рисует в центре Твери, его работы периодически закрашивают.
Михаил в интервью ТИА рассказал, как художники и уличные хулиганы выбирают поверхности для работ. Сам он среди чужих граффити в Твери выделил три арта.
- Мне нравятся эти работы, потому что они выполнены очень качественно. Работа с буквами мне понравилась. Хотя это вторично, но все, что бы ни делалось, вторично. Просто это сделано очень хорошо.
Портрет Мандельштама выбрал и популярный уличный художник Твери Виктор Лебедев (Джокер). Виктора часто приглашают для выполнения рисунков на стенах, мы писали о многих его работах. Одна из самых резонансных – портрет Солженицына на жилом доме. Работы художника в большинстве случаев согласованы.
Неизвестный автор, изобразивший Мандельштама на Трёхсвятской, угодил и художнику Андрею Юдину. Андрей Юдин организовал и провёл первый в Твери фестиваль граффити. Было это в 2000 году. С тех пор он успел поработать в городской администрации и отправиться на вольные хлеба как профессиональный художник.
В разговоре с журналистом Андрей Юдин признался, что готов и сейчас поддержать идею граффити-фестиваля и даже что-то нарисовать на стене.
Евгений Миронов – фотохудожник. Он представитель современной арт-индустрии, чьё творчество известно не только в России, но и за рубежом. Его выставки проходят на крупных московских и мировых площадках, но мастерская фотохудожника находится в родном городе. Он выбрал выцветшие граффити примерно 20-летнего возраста. Эти рисунки (их там около 20) на бетонном заборе возле крупских карьеров.
- Это такое подлинное детство. Этими граффити зафиксирован пласт сознания неких школьников конца девяностых годов, впервые получивших доступ к баллонам, которые до этого просто не привозили в Тверь. Это первая волна привоза баллончиков с красками. То есть, использовали те цвета, какие есть. Мне видится за этим стиль больший, чем за современными граффити. За этими граффити читается конкретная история, конкретных дней, пережитых школьниками до момента рисования. Это то, как они сидели на уроках, но не слушали, что им говорят педагоги. Они думали об этом дне, как они придут на эту окраину, они почувствуют себя художниками, настоящим андеграундом. Сейчас это уже невозможно, ты даже можешь согласовать рисунок с администрацией. Нет того внутреннего эксклюзива. Они рисовали, потому что это был способ получить кайф от первого контакта с таким объектом как баллончик. И сейчас здесь эти граффити - машина времени. Глядя на них, чувствуешь, как рисунки проживали жизнь, как они не взаимодействовали с людьми и транспортом. Они смотрели в пустоту, видели солнце, закат, рассвет, редких рыбаков. Я смотрю на эти граффити и считываю пустоту. То, чего не хватает в шумных городах. В эти граффити вложена душа детей. Я с ними коммуницирую на тему погружения в себя чистого, не затронутого умом пространства. Для тех, кто не поймёт, почему я именно эти выбрал граффити, надо набраться сил и посмотреть многочасовой мультимедийный проект Питера Гринуэя "Чемоданы Тульса Люпера", состоящий из нескольких фильмов.
А какие тверские граффити нравятся вам?