Как найти на дне реки детали от разобранных сотовых телефонов? Зачем собирать образцы с кровью на запаховые следы? Как раскрыть убийство 17-летней давности? Правду ли показывают в полицейских сериалах? Об этом мы поговорили со следователем-криминалистом, подполковником юстиции Эрнестом Мирзояном. Он рассказал корреспонденту ТИА об особенностях своей работы и деталях громких тверских преступлений.
Кисловодск-Сургут-Тверь
Вот уж точно про кого можно сказать, что всего добивался в жизни сам, благодаря упорству и трудолюбию, без всяких блатных и родственных связей. Родился Эрнест в Кисловодске в обычной рабочей семье, где о сыскном деле и не помышляли. Правда, сыну родители захотели дать высшее образование, поэтому на семейном совете решили, что мальчик после окончания школы пойдёт на юридический. Эрнест поступил в вуз со сложным названием - Кисловодский университет академии оборонных отраслей промышленности РФ.
- Во время учёбы уже была поставлена цель – пойти работать в прокуратуру. Поэтому и практику на 4 курсе проходил там в качестве общественного помощника. Вернее, все три практики я проходил в органах прокуратуры. Конечно, самостоятельных дел я тогда ещё не расследовал – кто ж поручит такое практиканту?! Нарабатывал навыки работы с процессуальной документацией, знакомился с уже имеющимися материалами дел.
Как дипломированный специалист в 2004 году Эрнест по распределению из южного района отправился в северный, вернее, в сибирский город Сургут.
- Я слышал, но не представлял, что это такое. По слухам, там меня ждали морозы, вечная мерзлота, бездорожье, безлюдье…В общем, медвежий угол какой-то. Но на самом деле Сургут – современный развивающийся город с хорошей инфраструктурой и дорогами, которые даже лучше, чем сейчас у нас. Я не пожалел, что поехал туда.
Эрнест проработал в Сургуте полтора года уже в должности следователя и старшего следователя прокуратуры. Там пришлось иметь дело с тяжкими и особо тяжкими преступлениями – убийствами, изнасилованиями, против личности (избиениями до смерти) и т.п. Уже тогда нагрузка была колоссальная. Поначалу расследовали "живые" уголовные дела, а потом юному следователю "повезло" - руководство перекинуло его на "глухари", то есть нераскрытые преступления, совершённые, говоря протокольным языком, "в условиях неочевидности". Получилось по 12 дел на брата. И расследование зашло в тупик.
- В тупик можно зайти только в случае, если выполнен весь комплекс следственных действий и оперативных мероприятий, отработаны все версии, допрошены все свидетели и очевидцы, имевшие хоть какое-либо отношение к делу, исследованы все улики и вещдоки, проведены все экспертизы…и становится понятно, что в деле есть некое неизвестное лицо, выйти на которое просто нереально – нет ни одной ниточки, все связи оборваны. Появляется долгоиграющий "глухарь".
Наверное, читатель ждёт интриги и удачного поворота сюжета – звёздного раскрытия особо тяжкого "висяка" юным следователем. Но чуда не случилось…Так бывает только в киносериалах про в доску своих парней из милиции. Однако наработанный сургутский опыт потом в жизни пригодился.
***
В 2006-м Эрнест Мирзоян перевёлся в Тверь. Нагрузка на следователя была и остаётся существенная – 5-10 дел единовременно. Мне, обычному журналисту, даже представить сложно такой режим работы: скажем, если у меня накапливаются долги по 2-3 материалам, я уже начинаю напрягаться, потому как тяжело собраться с мыслями и написать статьи по совершенно разным темам, набирая фактуру и беря интервью у нескольких спикеров. А тут 10 уголовных дел! Как это всё в голове-то удержать, да ещё и проанализировать, да ещё и раскрыть!
- Мне ещё один из преподавателей в университете, который вёл уголовное право, говорил по поводу работы следователем: "Куда вы идёте?! Это такой неблагодарный труд!". А мы тогда были молодые, увлечённые, глаза горят, задор, кураж, желание горы свернуть…Мы ему не верили. А он всегда говорил: "Выбор ваш, ответственность тоже ваша".
Успех раскрытия дела – не только в прозорливости и опытности следователя, но и в его кропотливой работе: надо выполнить по возможности все исследования, экспертизы и следственно-оперативные мероприятия в кратчайший срок. Как правило, следователь работает один, иногда, если дело особо сложное или резонансное, создаётся оперативная группа, чтобы выполнить большой объём работы, зачастую обыденной и рутинной (поквартирный обход, допрос свидетелей/родственников/знакомых/коллег и т.д.).
Убийства в Торжке
Торжок оставил особый след в работе Эрнеста Мирзояна. По одному из дел в качестве подозреваемых проходили два приятеля. Мужчине задолжали деньги, вот они и решили вывезти должника за город и проучить-попугать. По их словам, они не хотели никого убивать. Но только почему-то у них оказался с собой обрез. Разговора не получилось, они напоили жертву, вывезли в бессознательном состоянии в лес и убили двумя выстрелами в упор: в спину и в голову. Труп бросили неподалёку, его случайно обнаружили прохожие.
Следователю тогда пришлось назначать большое количество экспертиз, допрашивать многих людей, входящих в окружение убитого, мать и подруга которого рассказали о визите двух мужчин. Проверили все входящие и исходящие звонки на телефоне. На подозреваемых вышли, они признались, что встречались с погибшим, но убийство отрицали. Но доказательств было достаточно, даже у одного из них нашли обрез ружья, – в итоге преступники сознались.
Вспоминает следователь и другое дело – убийство трёх бомжей на свалке. Кто-то жестоко расправился с ними – забил до смерти без причины, трупы несчастных были также случайно обнаружены на полигоне отходов, где они обустроили себе ночлежку. Следователю тогда пришлось побегать в поиске хоть каких-либо очевидцев или свидетелей, в поисках записей с уличных камер видеонаблюдения. В итоге, личности подозреваемых установили, потом их задержали – нескольких подростков. Они также признались в содеянном.
***
Спустя 12 лет Эрнест Мирзоян, уже заместитель руководителя одного из районных следственных отделов Тверской области, принимает решение уйти в криминалисты, благо в отделе появилась вакансия. "Интересно, да и потом азарт появляется, когда есть положительные результаты работы". Он тоже выезжает на места происшествий и преступлений для осмотра, чтобы собрать и изъять все необходимые вещдоки, улики, следы, отпечатки, пока ещё никто не натоптал. Кроме того, мало найти и собрать объекты, их нужно ещё правильно упаковать и сохранить, чтобы потом передать на исследование в лаборатории.
Преступления 17-летней давности
Осенью текущего года среди криминальных новостей появились две про раскрытие давнишних преступлений. Одно из них было очень уж резонансное и громкое: спустя 17 лет назвали имя убийцы Михаила Круга. 30 июня 2002 года вечером в дом шансонье в поселке Мамулино в Твери тайно проникли двое членов банды "Тверские волки" с целью ограбления. И один из них убил певца.
Как следует из данных второго уголовного дела, преступление произошло в июле 2002 года около гаражей в Пролетарском районе Твери. Двое мужчин поссорились. После чего злоумышленник жестоко избил своего оппонента: нанес множество ударов руками и ногами по всему телу жертвы и голове. Этого разъярённому хозяину гаража показалось мало, и он нанёс несколько ударов по голове и туловищу створкой ворот. Потерпевшего госпитализировали в больницу, где он скончался от полученных травм, не приходя в сознание.
Ну, если убийство Михаила Круга – дело особое, там сам осуждённый на пожизненный срок бандит решил заново посотрудничать со следствием, то вот по поводу второго возникает логичный вопрос – а что может сделать следователь, если убийство произошло десятки лет назад? Ну, не на место же происшествия выезжать!
- Сейчас современные технологии позволяют провести новые исследования, о которых даже подумать не могли 17 лет назад. Для этого эксперты заново изучают объекты, изъятые с места происшествия. Всё это время они тщательно хранятся. В первую очередь, это, конечно, возможности генетических анализов. По биологическим следам, эпителиальным клеткам, образцам крови они позволяют установить личность человека на 99,99%. Скажем, уже в Твери образцы крови исследуют на запаховые следы (одорологические исследования), которые могут сохраняться более десяти лет. Конечно, образцы должны быть определённым образом упакованными – в герметичные банки или фольгу, а не просто так – завернули в пакет, кинули и забыли.
Все полученные в результате генетических исследований данные по всем людям и объектам, которые хотя бы раз каким-то образом "засветились" в расследовании, заносятся в ФБДГИ (федеральная база данных геномной информации). Затем программа ищет совпадения и выдаёт результат.
Поинтересовались мы мнением следователя-криминалиста о многочисленных сериалах, которые сейчас растут, как грибы, о том, как супер эксперты, вооружённые пупер оборудованием, раскрывают сложнейшие дела просто по щелчку: положил ватку со слюной в какую-нибудь центрифугу и бац…на мониторе тебе весь какой-нибудь спектральный анализ с таблицей Менделеева и моментальные выводы лаборантов о том, кто убийца. Круто! Да, круто, говорит Эрнест, только для кино, потому как неправдоподобно. В жизни всё по-другому, потому и сериалов этих наш герой не смотрит. Правда, добавляет, что генетические исследования по делам, совершенным в условиях неочевидности и вызвавшим широкий общественный резонанс, действительно стараются провести в течение первых суток.
Кашинский "глухарь"
Труп одного из своих подсобных рабочих, прибывших из республики Узбекистан, обнаружил хозяин коттеджа – житель Москвы – в своем доме в Кашинском районе. Он был нанят для присмотра за хозяйством. Следователи обнаружили тело, завёрнутое в ковёр и полиэтиленовую плёнку. У погибшего мужчины руки и ноги были связаны верёвкой, которую криминалисты сразу же изъяли в надежде найти следы преступника. Также для проведения экспертизы изъяли находившиеся на убитом штаны и носки, а вот верхнюю одежду - не стали, поскольку она вся была пропитана кровью (кровь потерпевшего, как правило, перебивает все другие генетические следы). Дело в том, что убийца бил свою жертву металлической трубой по голове.
- Направили одежду не генетику, выявили генотип погибшего и второго неизвестного лица, к тому времени уже и оперативная работа была сделана, на подозрении находились несколько человек. У них взяли биологические образцы - слюну, сравнили генотипы и у одного результат совпал. Убийцей оказался другой подсобный рабочий, проживающий в соседнем коттедже. Они с потерпевшим поссорились на почве ревности из-за девушки.
Убийство таксиста
Минувшим летом удалось раскрыть убийство таксиста в Весьегонском районе. Его машину со следами крови в багажнике нашли в кювете, позже в другом месте в лесу обнаружили и труп водителя. Криминалисты тогда изъяли с места преступления много объектов, в том числе окровавленные вещи подозреваемых, поскольку убивали они таксиста баллонным ключом. После убийства они переоделись и раскидали свою одежду неподалёку от трупа. Генетики предоставили результаты анализов, оперативники уже отрабатывали версию и вышли на подозреваемых. Генотипы совпали, кровь убитого была на их вещах, как говорится, железобетонные доказательства.
- Потом следственные действия мы проводили с криминалистической техникой, двое суток искали в реке сотовые телефоны таксиста. Они забрали 4 мобильника, разобрали их по частям и выбросили в реку. И мы практически все детали нашли, по крупицам собирали в воде с фонариками, металлоискателями – корпусы, дисплеи, аккумуляторы, и все четыре сотовых восстановили. В отделе криминалистики у нас имеется два аппаратно-программных комплекса для получения полной информации, содержащейся в телефонах, компьютерах и других гаджетах, в том числе и для восстановления данных. Запускается программа восстановления и получаем даже удалённые файлы, фотографии, аудио и видеозаписи, СМС-сообщения и т.п.
Также криминалисты искали орудие убийства – баллонный ключ. Его один из убийц перебросил за реку в лес. Криминалистам он сказал: "куда-то туда" и махнул рукой в неопределённую сторону, поскольку выкидывал он ключ ночью. Вот эксперты с металлодетектором и прочёсывали лес и берег в поисках очень важного доказательства, нашли чудом – под тяжестью ключ вошёл в землю, и его присыпало листвой.
Слушая Эрнеста, у меня в голове крутился вопрос: "Почему преступники оставляют на месте так много улик, даже собственную окровавленную одежду?". Оказалось, что большинство бытовых преступлений так и происходят (мы не говорим сейчас о профессиональных и заказных): люди совершают их в состоянии аффекта, алкогольного или другого опьянения, не думают о последствиях, не могут адекватно оценить ситуацию, поступают самонадеянно или на авось, а потому и оставляют следы, одежду, хранят дома орудия убийства или даже трупы жертв.
***
Вот так вот и проходят рабочие будни, да и выходные следователя-криминалиста – в любое время суток, в любую погоду выезд по вызову на место преступления/происшествия хоть в лес, хоть в воду, хоть под лёд…спать приходится от 3 до 6 часов, иногда бывает, что и вовсе времени на сон нет, и первые рабочие сутки плавно переходят во вторые. "Дело привычки", - говорит Эрнест. Хорошо, что супруга понимающая. Впрочем, конфликтов в семье на этой почве не было изначально, потому как "знала за кого замуж выходит". А вот отдыхать от работы следователь предпочитает, проводя время с семьёй, а отпуск проводит летом на родине – ездит к родителям в Кисловодск.