Жителям Тверской области начали приходить двойные квитанции по оплате коммунальных услуг от ЕРКЦ и некой "Смородины", причем суммы платежей разнились. Что это такое - ЕПД Смородина - никто толком не понимает, кому платить и сколько - тоже. Редакция ТИА стала разбираться в странной ситуации. В процессе выяснения с нами разговаривали неохотно, бросали трубки и переключали с номера на номер.
ЕПД расшифровывается как единый платёжный документ. СМОРОДИНА, судя по информации с официального сайта, – это Система Моментальных Оплат "Родина", то есть СМОРодина.
Сообщается также, что это ФЕДЕРАЛЬНАЯ система сбора платежей за ЖКХ и прочие услуги от населения. Оказывается, эта система работает в 10 субъектах РФ, в том числе и в Тверской области.
Самое интересное, что о "Смородине" жители узнали из новых платежек!!! Никакой ознакомительной информации заранее не было. В редакцию ТИА стали писать поставленные в тупик люди с просьбой дать разъяснение. Были и народные новости "Что такое ЕПД Смородина?" и "Жители Твери получают двойные платёжки за коммуналку. И снова этот непонятный ЕПД Смородина".
Дело в том, что ЕПД "Смородина" начала дублировать квитанции ЕРКЦ. По факту население получает на руки два платёжных документа и не понимает, кому платить? Уж не двоим ли?!
Автор народной новости пишет:
"По квитанции ЕРКЦ я плачу за три коммунальные услуги: 1. Кап.ремонт 2. Отопление и горячая вода "Тверской генерации" 3. Вывоз ТКО ООО "Тверьспецавтохозяйство".
Наряду с квитанцией ЕРКЦ я получила в апреле квитанцию за февраль!!! ЕПД Смородина (фиг знает, что это?). Согласно этой квитанции, я должна заплатить за: ТКО, за газ и за горячую воду и отопление. Причем, последний платеж на 1000 рублей больше, чем в самой квитанции ЕРКЦ (видимо, тыщу это самая Смородина приплюсовала за предоставление своих услуг за перевод платежей). При этом в марте я уже всё оплатила ЕРКЦ.
Вот мне интересно знать, кому я все-таки должна платить и по какой квитанции - ЕРКЦ или ЕПД Смородина? И потом, почему квитанции дублируются? Ведь кто не разбирается, заплатит дважды, и ищи свищи свои денежки".
Автор задается вполне логичными вопросами. В ЕРКЦ женщине ответили, что ее жалоба не первая. И "тыща сверху" за оплату горячей воды и отопление – это просто "некорректные счета", которыми, как оказалось, славится эта самая "Смородина". А потому в ЕРКЦ посоветовали просто-напросто платить по квитанциям ...ЕРКЦ.
Но все же волнует вопрос, зачем выставляются двойные счета за коммунальные услуги? И кому это надо? А, может, это мошенничество, и кто-то хочет заработать денег на населении? Ведь есть опасность того, что люди могут не разобраться и два раза заплатить за услуги, а потом будет поздно или очень сложно что-то возвращать.
Редакция ТИА написала запрос в ЕПД "Смородина", вернее владельцу этой системы - "АБР Регион", с просьбой объяснить, что, собственно, это такое, почему квитанции дублируются, а начисления некорректны? За чей счёт компания печатает квитанции? И откуда берут все личные данные жителей (фио, адреса, личные счета, показания счётчиков, метраж квартиры, число прописаных человек и т.п.).
Оперативно получить ответа от компании нам не удалось. Да и телефонный разговор не складывался: то переключали с номера на номер, то услышав, по какому вопросу звоним, бросали трубки.
Не получила редакция внятного ответа и от Госжилинспекции Тверской области. По сути, организация, которая регулирует вопросы в сфере ЖКХ, письма на официальный запрос СМИ так и не прислала. А в телефонном разговоре их специалист ответил коротко и ясно: "это не наша компетенция и отвечать на вопросы мы не будем", чем нарушили закон о СМИ.
Поставщики коммунальных услуг, перечисленные в "смородиновых" квитанциях, тоже внятно не смогли объяснить, что такое "Смородина" и откуда у этой системы персональные данные собственников жилья.
Мы отправили запрос в "Газпром Межрегионгаз Тверь" и оттуда ответ получили:
"Единый платежный документ (ЕПД) "Смородина" - партнерский проект ООО "Газпром Межрегионгаз" и АО "АБ "Россия". "Смородина" - это наименование программного комплекса по формированию ЕПД и приему платежей по нему", - следует из ответа.
Мы нашли компанию в поисковой системе "СКБ Контур". По его данным, ООО "АБР Регион", разработавший "Смородину", действительно напрямую связан с АО "АБ "РОССИЯ" и опосредованно с АО "ГАЗПРОМ Межрегионгаз" и с несколькими его региональными подразделениями.
31 мая компания выиграла аукцион на предоставление "информационных услуг" для "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ" на полмиллиона рублей. При этом ЕРКЦ не участвовал в торгах, закупка осуществлялась у единственного поставщика "АБР Регион". Аналогичный контракт заключен с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону".
За эти деньги "АБР Регион" обязался "включить в ЕПД информацию о начислениях, перерасчетах, задолженности, оплате денежных средств за коммунальные услуги (поставка газа), формировать и печатать единые платежные документы и доставлять по адресам потербителей в установленные сроки.
Почему на едином платежном документе "Смородина" отсутствуют контакты и реквизиты организации, выставляющей его?
Как следует из официального ответа "Газпром Межрегионгаз Тверь", внешний вид квитанции сформирован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.02.2019), поэтому в ЕПД указаны только данные поставщиков услуг.
Что же касается денег, то они поступают ресуроснабжающим организациям и поставщикам через партнерскую (агентскую) сеть АО "АБ "Россия" в регионе.
Почему наряду с ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" и другими поставщиками коммунальных услуг в единый платежный документ "Смородина" не вошла квитанция от Фонда капитального ремонта МКД Тверской области?
Включение услуг Фонда капитального ремонта в ЕПД на настоящий момент прорабатывается совместно с Правительством Тверской области и ООО "ЕРКЦ". Пока что услуги Фонда выставляются в счетах ООО "ЕРКЦ".
Что означает единый лицевой счет?
Плательщику присваивается единый лицевой счет (EЛC) - это идентификатор потребителя (абонента) в системе "Смородина". В систему от поставщиков услуг передаются данные для формирования ЕПД по конкретному EЛC. К EЛC привязаны лицевые счета потребителя у поставщиков. И именно EЛC выводится в штрих- код для оплаты услуг по ЕПД одной суммой.
А что делать, если счёт выставлен некорректно или деньги до получателя не дошли? Куда плательщики могут обратиться с единым платежным документом "Смородина"? Каков порядок действий?
В случае возникновения вопросов, связанных с оплатой услуги, следует обращаться напрямую к ее поставщику (например, ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь"), приложить к обращению копию документа, подтверждающего факт оплаты, например, бумажный или электронный кассовый чек. Контактная информация поставщиков услуг для удобства указана в таблице "Сведения об исполнителях" в нижней части ЕПД.
ЕПД можно оплатить по штрих-коду. В случае если он не сработал, следует оплатить каждую услугу отдельно старым способом - по лицевым счетам поставщиков услуг, указанным на ЕПД. Также возможно оплатить услуги по банковским реквизитам через операционистов, следует из ответа.
Впрочем, кому платить и что делать с двойными квитанциями, суммы которых разнятся, так и осталось непонятным. И если в тверской регион пришла "Смородина", то что же будет с ЕРКЦ? Ведь не могут же в самом деле существовать две компании, выставляющие одни и те же платежи?
Есть ощущение, что тут без проверки прокуратуры не обойтись. Редакция направила в ведомство официальный запрос со списком вопросов.