Заседание Тверской городской Думы 2 ноября выдалось громким, каких не бывало давно. Камнем преткновения стал вопрос о переименовании улицы Володарского в Дементьева, а площади Советской – в Михаила Тверского. Кроме уличного "ребрендинга" думцы успели обсудить веру, антисемитизм, свою роль в принятии важных решений и устроили мини-экзамен сотрудникам администрации.
Началась дискуссия с выступления заместителя главы администрации Твери Любови Огиенко о переименовании площади Советской в Михаила Тверского. Инициатива о переименовании принадлежит "Обществу Михаила Ярославича Тверского" и общественной организации ветеранов. "В Твери нет более почитаемого святого, чем Михаил Тверской. В год 700-летия подвига Святого Благоверного князя Михаила Ярославича переименование в его честь центральной площади города будет свидетельствовать о верности тверитян святыням родного края и его истории", - сказала замглавы администрации.
С места в карьер коммунист Сергей Шишков высказал опасения, что люди, которые продвигают инициативу ребрендинга, сами ничего о святом не знают. И спросил, когда Михаил Тверской был канонизирован? Любовь Огиенко ответила неправильно (на самом деле это произошло в 1549 году на втором Московском Соборе).
После мини-экзамена коммунист взял слово и зачитал текст письма с подписями, которое пришло ему:
- Переименование улиц и площадей вызывает ненависть и ярость у жителей города. Зачем воспалять общественный нерв? - процитировал Сергей Шишков и добавил от себя: - Да и по-хорошему, Советская площадь сейчас – по сути парковка. Вы что, парковке имя святого хотите присвоить?
- Ну и пусть люди думают, что хотят. Людей образовывать надо, - не согласился с письмом Шишкова единоросс Дмитрий Фадеев и призвал площадь переименовать.
В таком случае Сергей Шишков предложил провести открытое голосование, чтобы каждый избиратель знал, как проголосовал их избранник. Большинство думцев с поименным голосованием не согласились. И с легкой руки 25 депутатских голосов переименовали площадь. Три неуслышанных голоса сказали свое "нет" и один воздержался. Четверо на заседание просто не пришли.
На втором вопросе – о переименовании Володарского в Дементьева – споры стали еще жарче, дольше и глубже.
От дискуссии о топонимике депутаты перешли к вере и потерянном гимне Твери, написанным Андреем Дементьевым за 2 миллиона рублей.
Любовь Огиенко рассказала, почему улицу нужно переименовать, и перечислила лучшие и самые известные стихи и песни Андрея Дементьева. К тому же, особенных проблем для жителей улицы Володарского переименование не вызовет – всё будет осуществляться автоматически. Останется только таблички развесить (по 700 рублей штука).
С инициативой о переименовании улицы выступил Международный общественный фонд "Российский фонд мира".
Который Олег Цуканов тут же обвинил в финансировании Запада – в шапке письма с обращением все по-английски.
- У меня к вам простой вопрос – вы готовы нести затраты на замену табличек на домах на Володарского? А также иные расходы? - снова взял слово Сергей Шишков.
- Вопрос требует обсуждения, мы готовы его рассмотреть…
- Да или нет? – не удовлетворился ответом коммунист.
- Сергей Викторович, нам доложили, что вопрос с финансированием уже решен за счет внебюджетных средств, - попытался ответить единоросс Сергей Аксенов.
- Опять тайна за семью печатями? - распалился коммунист и предупредил: – Смотрите, Сергей Михайлович. Деньги-то сомнительные!
Олег Цуканов предложил Фонду мира в лице Елене Суторминой обратиться Рамзану Кадырову с предложением о переименовании Грозного, а от Володарского отстать.
- Вы все прекрасно знаете, что Володарский – псевдоним Гольдштейна, и отношения к Тверской области он не имел (сама Елена Сутормина тоже отношения к Твери не имеет – с городом познакомилась на конкурсах Андрея Дементьева "Зеленый листок").
- Вы, кажется, что-то имеете против фамилии Гольдштейн, - оскорбился депутат Юрий Фролов. И попросил впредь Елену Сутормину покорректнее выражаться. Та извинилась, за то, что депутат ее неправильно понял.
Спор перешел в религиозную плоскость.
Елене Суторминой задали вопрос, как бы сам Андрей Дементьев отнесся к переименованию улицы, которая была изначально Скорбященской и в одноименной церкви венчались его родители.
- Я сама верующий человек, я очень уважительно отношусь к вере.
- А вы получили благословение своего духовного отца?
- Да, получила.
Сергей Шишков показал странный жест – скрестил ладони у шеи – типа "вообще кранты".
На этом споры о духовном закончились.
Градус дискуссии заметно снизился. Депутаты начали размышлять о своей роли и роли народа в принятии важных для города решений.
Олег Цуканов назвал Думу "дырявым фильтром для принятия инициатив администрации", в то время как 80 % жителей Володарского против переименования.
Сергей Шишков призвал называть достойными именами новые улицы, а старые оставить в покое, проводить в таких случаях социологические опросы тверичан и еще раз попросил поименного голосования.
На этот раз думцы согласились.
Всех проголосовавших Сергей Шишков записывал. Оппозиция в большинстве высказалась "против" (воздержался Юрий Фролов). Однако, когда дело дошло до отмалчивающегося ЛДПРовца Леонида Булатова, он громко сказал "За". Коммунист перестал писать и вопросительно посмотрел на "бывшего" коллегу. Тот многозначительно развел руками. Внезапная пантомима получилась очень смешной.
В общем, Володарского в Дементьева все-таки переименовали. В финале обсуждения Дмитрий Фадеев вспомнил, что Андрей Дементьев написал гимн Твери за 2 миллиона рублей.
- А никто из сидящих в зале не знает ни слова из него
- Тверь! – кто-то из депутатов выкрикнул
- Ну Тверь там упоминается, конечно, да. Но гимн нам нужен.
Кстати, этот гимн депутаты должны были петь перед началом заседания. Но как-то не срослось. Если ни разу не слышали, обязательно послушайте.