Экс-начальник департамента транспорта Тверской области Церен Церенов передал ТИА документы по "уголовному" госконтракту и дал интервью
После публикации официального пресс-релиза СУ СК РФ о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего начальника департамента транспорта и связи Тверской области Церена Церенова и его открытого письма в СМИ, Церен Валерьевич согласился встретиться с корреспондентом ТИА. Однако он сразу предупредил, что не собирается оправдываться и приводить какие-либо аргументы, а лишь готов передать материалы по делу и ответить на вопросы ТИА после их изучения, чтобы информация о ходе следствия была объективной, а самое главное – открытой и прозрачной. Именно поэтому Церен Церенов передал копии документов (договор, платёжки, акты и т.п.) по многострадальному госконтракту третьим лицам, то есть СМИ.
Новость о том, что следственный комитет возбудил в отношении него уголовное дело, Церен Церенов узнал от…корреспондента одного из тверских СМИ, который позвонил и попросил прокомментировать заявление СУ СК. А потом, спустя пару дней, пришло письмо-извещение, в котором было написано, что действительно возбуждено уголовное дело по ч.1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По словам Церена Валерьевича, на допросы пока его не вызывали, постановления о возбуждении дела он тоже не получал.
- Формально я не знаю, в чём конкретно меня обвиняют, но ввиду того, что я неоднократно за год ходил на беседы в ФСБ, прокуратуру, в следственный комитет, то могу представить, о чём идёт речь, поскольку вопросы задавались очень схожие – про оборудование, которое якобы не работает, либо неправильно было принято, либо не так прошли испытания и т.п. Я и мои коллеги предоставили по этому делу силовым структурам и контролирующим органам всю исчерпывающую информацию. Поэтому обвинения для меня стали неожиданностью. Хотя с точки зрения общероссийской тенденции, понимаю, что нужны результаты по борьбе с коррупцией и «посадки» нужны. Все выполняют свою работу и, как говорится, «ничего личного».
Речь идёт о государственном контракте, заключенном 13 декабря 2010 года между Департаментом транспорта и связи Тверской области и ООО «Инлайн технолоджик» на оснащение средствами автоматизации единых диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований. ЕДДС необходимы для быстрого реагирования администрации и спецслужб на угрозу и чрезвычайные ситуации. Цена контракта составила почти 57 миллионов рублей.
Как сообщает в официальном пресс-релизе СУ СК РФ по Тверской области: «Подозреваемому было достоверно известно, что коммерческим предприятием выполнены не все условия контракта, а именно – не были проведены приёмо-сдаточные испытания указанных средств автоматизации. Несмотря на наличие этой информации, бывший начальник департамента подписал акты, подтверждающие проведение испытаний, на сумму более 16 миллионов рублей, которые были выплачены коммерческой организации в рамках оплаты общей стоимости контракта».
По словам Церена Церенова, информация о выполнении контракта содержатся в переданных СМИ документах. Он пояснил, что среди документов есть материалы департамента, платежки, договоры с районами на ответственное хранение оборудования, подписанные акты приёмки должностными лицами, например, ЦРБ, ОВД, пожарной охраны и т.п. И так по каждому муниципалитету, о чём свидетельствуют представленные Цереном Валерьевичем копии документов.
Всю информацию о ходе выполнения госконтракта бывший начальник департамента транспорта и связи Тверской области забрал из департамента после своей отставки, решение о которой принял сам по согласованию с Губернатором, поскольку начало 2011 года было сложным периодом, ознаменовавшимся неоднозначными политическими событиями начинавшимися в области. Тем не менее, опыт работы в Тверской области Церен Валерьевич расценивает как весьма полезный.
- Я пришёл на госслужбу ещё в начале 1997 г. до кризиса 1998, когда госслужба была абсолютно непопулярна. У меня была установка для себя - что-то изменить, да и интересно было разбираться в системных проблемах. Сначала получил опыт работы на федеральном уровне - в Министерстве экономического развития, где в большей степени занимался стратегическими вопросами.
На региональном уровне пришлось погрузиться во многие реальные житейские вопросы, поскольку сталкиваешься лицом к лицу каждый день с проблемами, с главами районов работали очень тесно, поэтому во многое пришлось вникать. И для меня этот опыт бесценен. Региональные и муниципальные проблемы первостепенны для того, чтобы понимать, как устроена жизнь и экономика. Уверен, что работая в министерстве, на федеральном уровне, невозможно увидеть многих проблем и деталей, нельзя прочувствовать, как принимаемое решение влияет на реальную жизнь людей. Значительные плюсы работы в регионе – это получение и видение реального результата.
Были приняты системные законопроекты по транспорту, по связи, по дорогам, в целом больше 300 нормативных актов было принято за время моей работы начальником департамента. Мне повезло с людьми, которые работали вместе со мной в департаменте, дорожном фонде, в Заксобрании, администрации Губернатора и других органах власти, а также в районах и муниципалитетах. Я понимаю, что и я, и мои коллеги очень многих проблем не решили, и граждане правильно нас критикуют, но вот я точно уверен, что уровень профессионализма в области не уступает федеральному уровню. И также я уверен, что вряд ли можно взять просто заменить людей и станет все на порядок лучше.
Хотя я понимаю, что среди существующих чиновников сложно найти идеальных, и сам я тоже «продукт системы», но, по крайней мере, я точно понимаю и говорю, что сейчас нужно не людей менять, а выстроенную систему централизованного ручного управления. Т.к. любой человек в этой системе будет и должен стать ее элементом, иначе ничего сделать будет невозможно. Сейчас в госуправлении вместо системной работы идет латание дыр. И если крупные федеральные проекты с большим финансированием удается всем миром реализовать, то про многие органы власти можно сказать, что «их невозможно сбить с пути - им всё равно куда идти». Как правило, чиновничий аппарат в стране, от самого верха до самого низа, работает в режиме «ошпаренной кошки»: сегодня мы кучей тушим пожары, завтра будем заготавливать сено, послезавтра будем ликвидировать последствия паводка и так каждый день. То есть не хватает системности, а еще ругаем советскую систему управления, в которой люди думали о долгосрочных задачах. А мой опыт работы и на федеральном и региональном уровне показал, что невозможно изменить существующий порядок, когда сверху до низу есть централизованное ручное управление, все работают в жестких рамках и еще зависят от федерального финансирования, которое предусмотрительно было централизовано собрано.
Нужно менять принципы государственного управления, в т.ч. нужно больше полномочий передавать на нижние уровни власти, нужно обеспечить прозрачность деятельности органов власти, внедрить современные информационные технологии, при этом изменив некоторые неэффективные бюрократические процессы, а также перестать давить бизнес, поскольку инвестиции и инновации в неволе не размножаются. Назрела судебная реформа, а в экономике сейчас будет главная головная боль – это серьезный дефицит пенсионной системы. От реформ уйти точно не удастся, а осуществлять их таким слабым госуправлением невозможно.
А в целом про госслужбу скажу, может, крамольную фразу, но она должна потерять свой интерес, перестать быть такой привлекательной. Сейчас 9 из 10 выпускников вузов хотят неприменно на нее попасть. Но на госслужбу должны идти по призванию и по большому желанию получить хороший управленческий опыт или для реализации серьезных реформ с целью получения результата, а не для управления процессом выдачи разрешений, раздачи денег и согласования бизнесу каких-то ненужных бумажек. Таким образом, должен измениться менталитет госслужбы, а вот как это сделать в существующей системе, я не знаю.
Для себя Церен Церенов принял решение, что на госслужбу в существующем нынче режиме больше не вернётся. Опыт есть, а интереса уже нет. Поэтому сейчас он работает в негосударственном «Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства». Это независимая, неполитическая структура, которая работает на свободном рынке, выигрывает контракты на открытых конкурсах, заключает договоры с бизнесом. Это экспертно-аналитическая, консалтинговая организация, сфера интересов широкая – от развития малого бизнеса до административнойреформы. По словам Церена Валерьевича, это такая «фабрика мыслей» (см.Википедию)
В ходе нашего разговора выяснилось, что желание что-то изменить привело бывшего начальника департамента транспорта и связи Тверской области в том числе и на Болотную площадь, а также в ряды добровольных наблюдателей на выборах президента России. Свою позицию Церен Валерьевич обосновывает вполне чётко и доступно:
- Государство должно быть подконтрольно обществу. Тот путь развития, который у нас реализовывается уже не один год и первоначально решал поставленные на тот момент задачи, сегодня стал тупиковым. Но я сторонник эволюционного развития без революций. Каждый человек должен для себя понять, что не бывает никаких изменений, если он сам не хочет менять свою жизнь, а для этого нужно «встать со стула и оторваться от клавиатуры». Если граждане ничего не просят и не контролируют власть, то откуда она узнает, чего они хотят? На Болотную площадь приходили люди, которые требовали простые обычные ценности, подавляющая их часть не выдвигала маргинальных лозунгов. И это я считаю правильным для себя как для гражданина, и именно в таком качестве я там был.
Фото с сайта www.dsatver.narod.ru. PS: Так как документов очень много, то ТИА выложило только сам госконтракт, вернее, только одну его часть.