В Тверской области, подо Ржевом, поисковики поднимают потерпевший крушение советский бомбардировщик Пе-2 времён ВОВ
В августе 1942 года при выполнении боевого задания в небе над Ржевом в один день разбились 8 советских пикирующих бомбардировщиков «Пе-2». Место падения одного из самолётов в пойме ручья около деревни Дешовки обнаружили только в прошлом году ржевские поисковики. Чтобы поднять бомбардировщик, в Тверскую область приехали члены Российского военно-исторического общества. Как говорят поисковики, крупных останков, вероятно, найти не удастся: самолёт взорвался от сдетонировавшей собственной авиабомбы. А судьбу экипажа получится узнать только в случае обнаружения деталей с номером самолёта.
Фото kubnews.ru
Место падения бомбардировщика обнаружили поисковики ржевской общественной организации "Военно-исторический поисковый центр. Память 29 армии" осенью прошлого года. Как рассказал Сергей Петухов, руководитель организации, поисковики проводили разведку на этом месте, где во время войны проходила линия обороны, и нашли фрагменты бомбардировщика Пе-2:
- У этого самолёта есть специфические детали, присущие конкретно ему. Нам удалось обнаружить точное место падения бомбардировщика. При финансовой поддержке Военно-исторического общества сейчас началась операция по подъему самолета. Самое главное для нас – попытаться установить судьбу трёх человек экипажа «Пешки» – лётчика, штурмана и стрелка-радиста. А это большая и кропотливая архивная работа.
На месте крушения бомбардировщика произведена очистка территории и начата откачка воды. В первые дни операции найдены различные детали самолёта и оружие экипажа.
Обнаружен один из двигателей Пе-2 в плохом состоянии, а также фрагменты моторамы, к которой крепился второй двигатель:
Обломки винта, хвостовая часть фюзеляжа бомбардировщика и шасси:
Как рассказывают поисковики, по обгоревшим частям фюзеляжа можно говорить о том, что самолёт горел при падении, а по состоянию лопастей – что двигатели на момент крушения ещё работали.
Два пулемёта «УБТ» и «ШКАС». Последний, вероятно, принадлежал штурману, так как к нему прилипли конские волосы, которыми в годы войны набивали его сиденье:
В прицеле для бомбометания сохранилось стекло:
Детали электрооборудования, датированные 41-м годом:
Стартер двигателя, произведённый на заводе им ЛЕПСЕ в Москве в 40-м году
Каждую найденную деталь поисковики отмывают и тщательно очищают от глины и грязи:
Для 18-летнего Николая Прохорова операция по подъему самолета – первая в его поисковой работе. Как говорит поисковик, это очень интересно и правильно:
- Я пришёл в поисковый отряд по собственной инициативе, очень хочется узнать судьбу своих предков, пропавших в годы Великой Отечественной. Восстановить события 70-летней давности и помочь людям найти погибших на войне родственников, по-моему, очень важно.
Как рассказал Сергей Мачинский, руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО, ориентировочно обнаруженный бомбардировщик принадлежит 527 или 793 бомбардировочному авиаполку:
- Он просуществовал всего 2 месяца и был расформирован в связи с гибелью боевого состава и техники. По донесениям о безвозвратных потерях, здесь на одной линии за день погибло 8 "Пешек" (тому в подтверждение – обнаруженный несколько лет назад рядом с этим местом ещё один бомбардировщик Пе-2). А по немецкой сводке, тогда же одним из советских самолетов, вполне вероятно, что именно этим, был сбит немецкий летчик-ас, имевший на своем боевой счету 74 сбитых самолета и награжденный рыцарским крестом.
Как пояснил Сергей Мачинский, первый обнаруженный двигатель серьёзно разрушен, а номер, по которому можно было бы установить судьбу экипажа, отколот. Поисковики надеются, что второй двигатель сохранился в лучшем состоянии.
- В любом случае мы хотим продолжить проект под условным названием «Потерянный полк» и восстановить судьбы всех экипажей, которые погибли здесь, на ржевской земле.
Работы по подъему останков бомбардировщика планируется завершить 21 октября.