29 Марта 24, 09:13
Новости, Общество
19 Февраля 2015, 10:34

Сокращение сотрудников происходит на всех предприятиях "Трансмашхолдинга", Тверской вагонзавод не исключение

Сегодня в непростой ситуации оказались машино- и вагоностроение. Несмотря на острую необходимость обновления пассажирских вагонов, основной заказчик ОАО «РЖД» и подконтрольные структуры не радуют производителей заказами, из-за чего предприятия приостанавливают производства, терпят убытки и сокращают работников.

Сейчас все 17 предприятий, входящие в «Трансмашхолдинг», либо полностью приостановлены, либо частично простаивают, в планах сократить 9 000 человек (18%), сообщают Ведомости.ру. Так, на Новочеркасском электровозостроительном заводе «Трансмашхолдинга» планируют сократить 443 работника, руководство Брянского машиностроительного завода с 4 февраля отправило в отпуск на два месяца 50% сотрудников из-за финансовых трудностей. Исключением не стал и состоящий в холдинге «Тверской вагоностроительный завод» – с 1 февраля на заводе введён режим неполной занятости, а до 30 июня предполагается уволить около 2000 человек. О причинах кризиса в вагоностроении и возможностях выхода из него ТИА рассказали эксперты и представители вагоностроительных заводов.

Евгений Вожакин, министр промышленности и информационных технологий Тверской области, подчеркнул, что сложившуюся проблему невозможно решить на региональном уровне – только на федеральном, поэтому в течение последних лет правительство Тверской области регулярно вело переговоры и переписку с различными федеральными министерствами и ведомствами, чтобы совместно выработать меры поддержки завода.

По итогам этой работы, по информации ОАО «ТВЗ», в 2014 году заключены контракты с предприятием ОАО «Метровагонмаш» на сумму свыше 600 миллионов рублей.

На совещаниях в Минпромторге России были обсуждены различные варианты поддержки производства пассажирских вагонов.

Кроме того, сформирован план мероприятий по реализации соглашений между правительством Тверской области и Республикой Крым и Севастополем, в который вошел пункт о сотрудничестве в сфере развития транспортной системы и обновления парка пассажирских железнодорожных вагонов.

В настоящее время идут сертификационные испытания трамвая, изготовленного в кооперации с ОАО «ТВЗ», после окончания испытаний завод сможет производить трамваи.

Направлены письма о возможности отказа в продлении действующей нулевой ставки ввозной таможенной пошлины для комплектующих для вагонов электропоездов производства Siemens в целях ухода от необоснованных преференций зарубежных компаний перед российскими компаниями.

Такие меры позволили увеличить дополнительно объем заказов для предприятия в 2014 году, сохранить сотни рабочих мест. В 2015 году и последующие годы ОАО «ТВЗ» столкнется со сложной ситуацией по дефициту заказов и недогрузке производственных мощностей.

В связи с этим были направлены письма в адрес президента Российской Федерации В.В. Путина за подписью губернатора Тверской области А.В. Шевелева о необходимости обращения внимания на сложившуюся ситуацию на ОАО «ТВЗ». Письма рассмотрены Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым, Владимиром Якуниным, Аркадием Дворковичем. В ходе рабочего визита завод посетил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Дутов.

Как сообщает РИА-НОВОСТИ, 11 февраля старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович рассказал журналистам, что РЖД готовы разместить на Тверском вагоностроительном заводе дополнительный заказ на вагоны-рельсосмазыватели:

- Это небольшие объемы, но, вместе с тем, в таких маленьких заказах будет формироваться программа Тверского вагоностроительного завода.

13 февраля Аркадий Дворкович провёл совещание по возможным мерам господдержки производства, в котором приняли участие Губернатор Андрей Шевелёв, представители ОАО «РЖД», «Трансмашхолдинга», Минпромторга РФ, Минфина РФ, Минтранса РФ, руководство «ТВЗ». По итогам совещания руководству Минпромторга РФ, Минтранса РФ и Тверского вагонзавода дано поручение в течение двух недель детально проработать все возможные варианты закупок продукции завода российскими компаниями и ведомствами с указанием количества и требуемых финансовых затрат.

Евгений Вожакин отметил, что самое главное на производстве в условиях кризиса – это сохранить коллектив, при этом он подчеркнул важную роль профсоюза, который, защищая рабочих, шел на компромиссные решения с администрацией завода:

- Кадры, тарифы на энергоносители и высокие ставки по кредитам – это три краеугольных камня для любого производства. Станки можно купить, здания построить, а профессионалов нужно растить и растить.

Как отметил министр промышленности, меры поддержки могут быть разными, но выход из положения один – начать закупать вагоны. Цифра, при которой завод выстоит и будет работать дальше – 350 вагонов в год, а на 2015 год реальный заказ оставил 25 вагонов. Остальное – коммерческие заказы. Так, «ТВЗ», понимая, что больших заказов от «РЖД» уже не будет, увеличил и модельный ряд, и рынок сбыта, выпуская вагоны для спецконтингента, для почты России, трамваи.

По словам Евгения Вожакина, Тверской вагоностроительный завод вполне мог выпускать поезда, аналогичные «Ласточкам», которые сейчас курсируют в Сочи.

Фото riderhelp.ru

Однако, факт остается фактом: завод работает в режиме неполной занятости, а рабочим грозят массовые сокращения.

Один из работников «ТВЗ» с 15-летним стажем работы, пожелавший остаться неизвестным, рассказал о ситуации, которая складывается на заводе на сегодняшний день. Он пояснил, что большинство рабочих со 2 февраля 2015 года по 10 марта находятся в административном отпуске с формулировкой «не по вине работодателя». А это значит, что в месяц каждый «отпускник» получает компенсацию в размере 2/3 от тарифной ставки, что приблизительно раза в 2 меньше, чем компенсация за отпуск по вине работодателя.
Ситуация, близкая к критической, начала складываться ещё в 2009 году, когда «ФПК» (дочка ОАО «РЖД»), более чем в два раза сократила заказ на вагоны:

- Мы производили порядка 1200 вагонов, а в 2009 году заказ поступил меньше, чем на 500. Естественно, начались сокращения. Если в 2008-м на заводе трудились 12 тысяч человек, то сейчас чуть больше шести тысяч, 1967 человек планируют сократить.

На весь 2014-й год большинство работников перевели на 4-дневный рабочий день. С декабря практически всех отправили в административные отпуска.

Непростая ситуация сейчас складывается и на других предприятиях этой отрасли. Михаил Завгородний, заместитель директора «Торжокского вагоностроительного завода» (не входит в холдинг «Трансмашхолдинг») рассказал, что сейчас на заводе сложилась ситуация, аналогичная всей отрасли вагоностроения и на «ТВЗ» в частности. Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции, производство переведено в режим неполной занятости, а заказы на электропоезда от «РЖД» существенно снизились.

Так, основной причиной кризиса в вагоностроении и эксперты, и представители заводов называют отсутствие заказов от ОАО «РЖД». К примеру, на Новочеркасском электровозостроительном заводе в конце января обсуждался заказ на 334 секции электровозов для РЖД, однако контракт так и не был подписан. С Брянским машиностроительным заводом ОАО «РЖД» не подписало ни одного контракта на поставку тепловозов.

Кроме этого, работу заводов усложнили существенное увеличение ставок по кредитам и повышение стоимости на отдельные виды, сообщают Ведомости.ру.

Тем временем, РЖД, не мудрствуя лукаво, закупает поезда за рубежом, вваливая миллионы евро в иностранную экономику. Сапсаны немецкого концерна Siemens обошлись монополии в кругленькую сумму.  Так, закупка первых восьми составов в 2006 году вместе с договором на техобслуживание поездов в течение 30 лет обошлась российской стороне в 600 миллионов евро.

Фото sapsan.su

В 2011 году компания приобрела ещё 8 Сапсанов, подписав ещё один контракт с Siemens на сумму 600 миллионов евро. По словам Якунина, стоимость одного поезда составила €37 миллионов.

К слову, по информации исследовательского агентства, «российский» Сапсан почему-то в 7,3 раза дороже «китайских», изготовленных по лицензии «Сименса» в самом Китае.

Контракт между РЖД и испанской Patentes Talgo на поставку семи поездов и их обслуживание в течение 40 лет был заключен летом 2012 года и стоил монополии 135 миллионов евро. Стоимость Talgo составляет от 14 млн до 20 млн евро, говорил журналистам вице-президент РЖД Валентин Гапанович в прошлом году.

38 "Ласточек", закупленных для пассажирских перевозок на Зимних Олимпийских играх 2014 года были произведены в Германии, остальные 16 - в России. Общая стоимость контракта составила 410 миллионов евро. К слову, в мае 2014 года «ТВЗ» презентовал модель прототипа нового российского электропоезда ЭГ2ТВ, стоимость головного вагона этого типа комплектации - 40 миллионов рублей - в 2 раза дешевле аналогичного скоростного поезда «Ласточка».

Лидия Жарняк, председатель профкома завода:

- Сотрудникам, многие из которых отдали производству десятки лет, сложно поверить во всё происходящее. Мы не просим денег - мы просим заказов. Мы хотим работать!

В этой непростой ситуации не хватает официального комментария владельца Тверского вагонзавода компании "Трансмашхолдинг". Пока проблемой сокращения рабочих мест занимаются на самом высоком уровне, предлагая различные пути выхода из ситауции, владелец молчит.

В чем причина? Вагоны не выдерживают конкуренции с зарубежными аналогами, хромает качество или завышены цены на продукцию? «Трансмашхолдинг» сильно лихорадит, а тем временем, в планах на ближайшее время сократить на всех предприятиях 18% работников.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх