Отмена электричек равна полному вымиранию тверской глубинки. Репортаж из утренней электрички Лихославль - Тверь
С 1 февраля 2015 года отменяются практически все электрички до Бологое и Торжка. Если на конец января на этом направлении курсируют 9 поездов, то с 1 числа останутся только 3. Корреспондент ТИА прокатился на «рабочей» электричке из Лихославля в Тверь, чтобы на месте выяснить, чем грозит такая реформа для пассажиров. Выживут ли города, деревни и поселки Тверской области, если у них заберут последние электрички? Или, может, поезда ей и в самом деле уже не нужны, раз от них так легко отказывается регион?
Точка отправления – точка невозврата
Итак, точка отправления - город Лихославль. Станцию мы выбрали не случайно – в Лихославле останавливаются все пригородные поезда бологовского и торжокского направлений и большинство междугородних. Расстояние до Твери – 42 километра по железной дороге, примерное время в пути – 50 минут. В городе живут более 12 000 человек, большинство учатся и работают в Твери. Поэтому утром на вокзале ажиотаж, несмотря на зимнюю сессию у студентов. Электричка отправлением в 8.17 "Лихославль – Тверь" - одна из так называемых "рабочих". В каждом вагоне только и разговоры о том, что делать и как жить, когда электрички отменят, намного меньше пассажиров волнует вопрос «Кто виноват?». Уже через неделю на электричке из города можно будет уехать только в 6 утра, а вернуться домой – в 22.00.
Отрезаны от мира
Отмена электричек буквально отрежет от внешнего мира жителей города, для которых этот транспорт является единственным способом добраться до работы, учёбы, областной больницы. Про поездки детей в цирк или, например, кино мы просто промолчим. Альтернативы нет, автобусное сообщение абсолютно не развито. Автотранспортом до областной столицы из Лихославля можно добраться два раза в день: в 7.20 и 15.20. Стоимость билета порядка 170 рублей, время в пути – 2 часа.
Ирина Фёдорова, администратор:
- Ну что сказать, нам грозит страшная безработица. В Лихославле работы нет, а если и есть, то за три копейки. Я одна ращу дочь – студентку, и что делать дальше, не представляю. Жилье снимать – неподъемно, ездить на автобусе – во-первых, очень дорого, даже для «тверских» зарплат: это только по статистике средняя зарплата в Тверской области около 30 тысяч рублей, а на самом деле-то цифры гораздо меньше. А во-вторых – абсолютно неудобно: автобус приезжает в Тверь 9.30, а уезжает в 17.50.
- Это безобразие, - рассказывает 84-летняя пенсионерка, пожелавшая остаться неизвестной. – Моя дочь сильно болеет, лежит в тверской больнице уже 7 месяцев, а я раз в 2-3 дня её проведываю, а возвращаюсь в 15.24. Вот что мне теперь делать? Мне 84 года, я ветеран труда. Понятно, что на нас, старых, всем плевать. А как же люди работают, учатся?
Инна Поспелова, учитель биологии:
- Когда я узнала о таких изменениях в расписании, решила, что ночевать буду в школе. В Лихославле у меня муж и дети. А что делать? Я работаю сразу в двух школах: в Литвинках и железнодорожной, уроки заканчиваются примерно в 14.00. И зайцем я не езжу, покупаю проездной, но даже он дорогой получается, учитывая, что туда-обратно билет выходит в 168 рублей.
Мария Фёдорова, студентка 4 курса математического факультета ТвГУ:
- Понятия не имею, как доучиваться. В этом году госы, диплом, а как до учёбы добираться, непонятно. Сначала отменили льготы – конечно, ударило по карману. А теперь и электричек лишают.
Контролёры тоже находятся в шоковом состоянии: их массово сокращают, не объясняя причин, или предлагают переводиться на московское направление. Но, как они признаются, надеются, что все изменится и электрички вернут.
От контролеров бегают немногочисленные студенты. Объясняют это дороговизной проезда: 840 рублей в неделю – слишком дорого для неработающего человека.
В общем, есть такая поговорка: Кто хочет работать, ищет методы, кто не хочет – причины. Русская поговорка разбивается в пух и прах о тверские электрички. И хочется, да никак. Применяя нехитрые математические подсчёты, можно очень неточно, но сказать, что с отменой электричек пострадают как минимум несколько тысяч человек. Только одна утренняя электричка вмещает в себя около 600 пассажиров. И это только отдельно взятый Лихославль(!).
Желание чиновников – закон
Мы напомним, что в результате структурной реформы, принятой правительством России, произошло следующее разделение обязанностей: РЖД предоставляет подвижной состав и инфраструктуру. Организация же пригородных перевозок лежит на региональных органах власти. Именно они определяют, сколько электричек должно ходить и с какой периодичностью, и заключают договор с компанией-перевозчиком (в нашем случае, с МТ-ППК). Получается, что фактически жизнь тверской глубинки, и даже не совсем глубинки, зависит от желания/нежелания чиновников.
Пока Минтранс рапортует о том, что всё хорошо, и отменённые электрички заменены автобусами, люди не знают, как дальше жить. "В связи с отменой некоторых электричек были приняты все необходимые меры по переключению пассажиропотока с пригородного железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт общего пользования",- сообщает Минтранс.
Что будет дальше, неясно. Понятно одно, что уничтожение пригородного железнодорожного сообщения станет сокрушительным ударом не столько по транспорту, сколько по самой тверской глубинке и людям, которые там живут. Живите, как хотите, 1 миллион человек.