17 Мая 24, 10:11
Народные Новости, Общество
29 Января 2017, 13:13

ОДН умер. Да здравствует ОДН!

В прошлой новости мы обсудили множество мелких изменений в правилах учета коммунальных ресурсов, которые рано или поздно коснутся практически каждого потребителя. Теперь пришла очередь поговорить о самом главном изменении, которое у всех на слуху, - перенос ОДН в жилищную услугу.

Думаю, сначала стоит кратко напомнить, что представлял собой ОДН до 1 января 2017 года: по сути, он был разницей между объемом ресурса, который потребил весь дом, и объемом, о потреблении которого заявили собственники помещений. Основная проблема такого подхода была в том, что ОДН фактически описывал все потери в доме, а значит скорее выступал обобщенной характеристикой организованности жителей и технического состояния дома, нежели реальными общедомовыми нуждами. Потери возникали по 2 объективным причинам: наличие общедомового оборудования и наличие потребителей, которые не только пренебрегали своими правами и обязанностями, но и имели в силу закона большую свободу действий в плане обеспечения точности учета.

В 2013 году на фоне недовольства населения, ставшего массово устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета, правительство наконец-то осознало проблему с потерями, но почему-то решило бороться только с первой причиной, а именно - нормировать общедомовое потребление. Мол, оборудование у всех в домах похожее, а значит можно рассчитать нормативы для каждого ресурса, всё что выше - извините, убытки управляющей организации.

Местные органы тарифного регулирования, как и было положено, посчитали “среднее ОДН по больнице” и утвердили такие же далекие от реальности нормативы - это вызвало лавинообразный рост долгов управляющих организаций за сверхнормативный ОДН, средств на оплату которого у большинства просто не было. Одновременно жильцам была дана большая свобода в обеспечении точности учета - в очередной раз перенесены сроки установки счетчиков и практически упразднена обязанность передачи показаний для тех, кто их уже установил, что еще более усугубило ситуацию.

Чтобы не копить долги, управляющими организациями были быстро найдены лазейки - сначала в форме перехода на непосредственное управление, чтобы жильцы сами платили за все ресурсы, а затем (когда возможность перехода на непосредственное управление ограничили) в виде прямых отношений “потребитель-поставщик ресурса” либо агентских договоров, когда поставщик собирал деньги от имени управляющей организации в пользу самого себя. Эти схемы с некоторыми изменениями дожили до конца 2016 года.

В конце 2016 года ошибку попытались исправить, изменив трактовку понятия ОДН, - теперь это именно расходы на приобретение ресурсов потребляемых при содержании общего имущества. Предполагается, что минимальный перечень работ по содержанию общего имущества включает в себя определенную величину расходов на приобретение необходимых для выполнения таких работ холодной воды, горячей воды, электрической энергии, отведения сточных вод - лампочки светят, лифты работают, уборщица моет и т.п. Соответственно, коммунальная услуга  превращается в жилищную. Порядок расчета ОДН исключен из правил предоставления коммунальных услуг (оставлен только для домов на непосредственном управлении и домов, не выбравших либо выбравших, но не реализовавших способ управления) и добавлен в правила содержания общего имущества.

А теперь вопрос - стал ли от этого меньше показывать общедомовой счетчик? :) Нет, конечно - объемы потребления как были по сути ненормируемыми и близкими к случайной величине, так и остались. Понятно, что в битве норматив vs факт победа практически всегда будет за фактическим потреблением, причем (с учетом того что действующие нормативы принимались для других целей и по другой нормативной базе) эта победа, как правило, будет в сторону превышения. А превышение в новой редакции законов - это поражение. Управляющая организация не имеет права включать его в квитанцию ни под каким предлогом. Это чистые убытки. Единственное исключение, позволяющее увеличить объем приобретаемых ресурсов сверх норматива, - если сами потребители утвердили перечень работ, превышающий минимальный (что с учетом явной избыточности минимального перечня работ, который и так финансируется с огромным дефицитом, практически нереально).

Правительство преподносит эту ситуацию как несомненную победу над раздолбайством управляющих организаций - мол, чтобы не получать убытки, они будут заниматься модернизацией сетей и энергосбережением и вообще работать более ответственно, а потребителей ждет только уменьшение платежей и повышение качества услуг. На деле же здесь есть огромная доля лукавства - минимальный перечень работ, за который платят жильцы, включает в себя только поддерживающий ремонт и текущее содержание общего имущества. Как бы ответственно его не выполняла управляющая организация, счетчик от этого крутиться меньше не станет.

Модернизация сетей с 2014 года отнесена на капитальный ремонт и как правило стоит на последнем месте в региональной программе (если вообще там есть). Если жильцами не открыт специальный счет капитального ремонта, то управляющая организация даже в теории не имеет к таким работам отношения. Весь первичный учет также лежит на жильцах - сроки передачи показаний не нормированы, приборы учета принадлежат потребителям. Управляющая организация просто не может обеспечить учет с необходимой точностью, особенно в случаях когда потребители передают показания в рамках прямых расчетов непосредственно ресурсоснабжающей организации (а такой вариант  постепенно становится преобладающим).

Если заниматься энергосбережением, то одними лампочками в подъезде и доводчиками не отделаться - нужен достаточно большой объем работ, которых также нет в минимальном перечне. Даже энергосервисный договор управляющая организация не может заключить без согласия собственников.... А оно собственникам вообще надо? - они как платили за общедомовые ресурсы по нормативу, так и будут платить. Что с энергосбережением, что без него.

Абсурда ситуации добавляет и то, что каждый дом - это по сути замкнутая система, к сетям которой управляющие организации не подключены и ничего не потребляют, но при этом должны оплачивать часть расхода жильцов. То есть всем управляющим организациям по факту предлагается единственное решение - нести убытки, ведь уменьшить потери, которые по факту от них не зависят, просто невозможно. Государственный подход к решению проблемы, ничего не скажешь.

Что получится на практике и как это коснется потребителей? С нормативом все понятно - он будет исключен из коммунальных услуг и добавлен к услугам по содержанию общего имущества управляющей организации. Превышение фактического объема ресурса над нормативом будет либо копиться в виде долга перед ресурсниками, либо оплачиваться на деньги жильцов, предназначенные для выполнения других работ (в том числе и принудительно по суду), что ухудшит и так не самое высокое качество предоставляемых услуг.

В редких случаях превышение будет согласовано с потребителями и включено в перечень в виде дополнительных работ. Тут следует понимать, что для потребителей никакой мотивации соглашаться на такое увеличение платы нет - ведь они обязаны платить только по нормативу. Возможно, будут манипуляции с площадями общего имущества в целях завышения нормативов, либо завышение отдельных статей смет, чтобы покрыть убытки.

В ряде случаев возможен вывод общедомовых приборов учета из строя или их утрата - платить по нормативу пусть и с повышающим коэффициентом в некоторых домах может быть выгоднее, чем возмещать фактические убытки (тут все зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества). В любом случае - хорошо не будет никому. Ни управляющим организациям, ни потребителям. Первые будут нести убытки и нарушать закон, пытаясь их компенсировать, вторые будут платить больше, а получать еще меньше услуг.

Так как последствия таких изменений достаточно очевидны, то правительством была сделана попытка несколько сгладить ситуацию - именно об этом была прошлая новость. Тут и усиленный контроль за приборами учета и больше возможностей покрыть убытки за счет повышающих коэффициентов. Однако в случаях, когда коммунальные услуги предоставляются непосредственно ресурсоснабжающими организациями, эффективность таких мер стремится к нулю - повышающие коэффициенты превращаются просто в дополнительную прибыль, а контроль приборов учета в фикцию - свои деньги они всегда получат если не с потребителей, то с управляющей организации: когда нет мотивации, точность учета вторична.

Понятно, что в таких условиях наибольшие возможности для развития получат крупные управляющие организации, выезжающие за счет административного ресурса и лояльного отношения контролирующих органов. Относительно свободно будут чувствовать себя и ТСЖ - в большинстве случаев потребители понимают некоммерческую суть таких организаций и идут навстречу. Всем остальным скорее всего придется несладко.

По поводу особенностей учета ресурсов на общедомовые нужды, о которых нужно было сказать в прошлой новости.

Во-первых, отменен возврат отрицательного ОДН потребителям. Ситуация достаточно редкая, но не исключительная - теперь это прибыль исполнителя.

 

Во-вторых, как было сказано ранее, прежний порядок ОДН сохранен для домов на непосредственном управлении и домов, в которых не выбран, либо выбран, но не реализован способ управления - для них ОДН по-прежнему коммунальная услуга. Тут есть один интересный момент - ресурсоснабжающая организация не может выставлять потребителям такого дома плату за ОДН в полном объеме, как это было ранее. Теперь она так же ограничена нормативом. Превышение фактического потребления над нормативом может быть начислено только по решению общего собрания. Решение общего собрания в таком случае вещь достаточно предсказуемая - вряд ли кто-то согласится взять на себя дополнительные расходы, когда можно их не брать без каких либо последствий.

И да, льготы на оплату приобретенных ресурсов для общедомовых нужд будут сохранены для всех категорий граждан, кто получал их ранее, правда, считаться они будут только от размера норматива.

Подпишись на наш ДЗЕН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх