Их не много осталось
Не знаю как сейчас, но поколение 70-х помнит, как в те времена в канун Дня Победы в школах ежегодно писали сочинения о войне. И учителя просили нас, десятилетних мальчишек, вечно игравших во дворах с самодельными деревянными «пестиками» в войнушку против «фрицев», поговорить о тех страшных годах со своими отцами и матерями, дедушками и бабушками, родными и близкими. Их тогда было еще много, они задавали нам ритм жизни, они являлись для нас примером несгибаемой воли великого советского народа и образцами для подражания. Они были героями эпохи. А память о войне была еще свежа.
Моя мать, пережившая бомбежки и эвакуацию, рассказывала, как еще 13-летней девчонкой вместе со своими сверстницами они сеяли, пахали, таскали по полю мешки с картошкой. Все для фронта – все для победы. Голодно тогда было. Ели траву, летом в лес бегали за ягодами. Кусочек сахара из скудного продпайка, растягивали на неделю. Они были еще детьми. А прихватить с поля хоть одну картофелину – даже в мыслях не было. Совесть и великое чувство долга никогда бы не позволили преодолеть даже мучительный детский голод. Все для фронта – все для победы.
Отец воевал на восточном фронте. За войну дослужился до капитанских погон.
- А чего тут рассказывать? – отвечал он на мои наивные вопросы, - Как только исполнилось восемнадцать, выдали форму и отправили на передовую. Со мной такие же пацаны. Роста не высокого, форма на всех мешком висит. У кого слезы на щеках, у кого страх и растерянность. Но потом, когда над окопами засвистели пули, и на глазах стати погибать те, с кем еще вчера мечтал, как заживем после победы, все это прошло. Быстро прошло. Не надо тебе про это слушать… Пока не надо.
А после – молчание. Тяжелое отцовское молчание, в котором таилась вся трагедия того страшного времени. Молчание, которое лучше любых слов отражало всю горечь и боль пережитого и ту цену, которую советскому народу пришлось заплатить за наш сегодняшний мир.
Как много было в том молчании отца! И только повзрослев, я начал понимать, что тогда, такие вот мальчишки спасли нашу страну. Ту самую, которую мы потом сдали.
9 мая мы чествовали и поминали героев войны. Чествовали живых и поклонялись тем, кого с нами больше нет.
Время не остановишь, и как это не прискорбно признавать, пройдет еще немного времени, и мы будем чествовать не самих героев, а только память об их подвиге. Ведь самому «молодому» из очевидцев тех лет сегодня далеко за восемьдесят. И мы теряем целое героическое поколение. Поколение тех, кто победил, а потом мужественно восстанавливал из руин поселки и города. Восстанавливал страну. Кто строил ГЭС и заводы, поднимал целину и прокладывал БАМ, кто осваивал буровые заполярья и шельфы Арктики. От нас уходит поколение великих ученых и инженеров, запустивших в космос первого человека, покоривших атом и создавших когда-то непоколебимый оборонный щит страны. Уходит в историю плеяда выдающейся интеллигенции и рабочих – стахановцев. Всех тех, кто сковал для своих детей, внуков и правнуков - для нас с вами, тот прочный фундамент сегодняшней беззаботной жизни. Тогда они были молодыми, веселыми, сильными. Они любили, радовались жизни и искренне верили в прекрасное будущее.
Жалко наших сегодняшних стариков. Таких, как они больше не будет. Не будет никогда. Они прожили тяжелейшую жизнь. Они пережили страх сталинизма, они помнят пятилетки ударного труда, строительство коммунизма Хрущёва и застой Брежнева с колбасой по два-двадцать. Потом началась перестройка, а за ней страна вдруг превратилась в капиталистическое государство и для поколения победителей в одночасье рухнули все идеологические и нравственные основы того, за что страдало оно и боролось всю свою сознательную жизнь. Великой державы больше не стало. Все перевернулось с ног на голову. Бывшие вожди и ярые проповедники коммунизма вдруг перевоплотились в апологетов – рыночников, а спекулянты- фарцовщики и подпольные цеховики стали бизнесменами и эффективными менеджерами. Но к тому времени представители военного поколения были уже в преклонном возрасте и с трудом осознавали происходящие в стране перемены.
Сегодня они смотрят телевизор, а там совсем другие герои. Миллиардеры на яхтах и «Майбахах», роскошные замки каких-то новых русских на Лазурном берегу, гламурные мажоры с «рублёвок» – отпрыски крутых пап и мам, не знающие, в каком году началась война. Деньги, деньги, деньги. Все то, что создавали они для общего блага, для светлого будущего поколений, стало собственностью каких-то «дерипасок», «абрамовичей» и «вексельбергов». При этом, мы вспоминаем их лишь раз в год 9 мая. И мы так и не дали им по отдельной благоустроенной квартире, не обеспечили комфортами современной жизни и теми благами современной цивилизации, коими пользуются сейчас их сверстники в стране проигравшей войну. Не успели или так хотели?
Они неприхотливы, они многое стерпели. Стерпят и теперь. Вернее – дотерпят. Их не много осталось…
Спасибо Вам. И простите нас, если сможете.
На фото мой отец. Его давно уже нет. Здесь ему чуть более 20. Фотография военных времен.