История возникновения Твери
История местоположения Твери
Вопрос о времени возникновения города Твери является одной из ключевых проблем истории Верхневолжья. Существует целый комплекс историографических, источниковедческих и археологических проблем в изучении древнейшей истории города. В отечественной историографии закрепились несколько точек зрения, как на время возникновения самой Твери, так и ее названия. Некоторые из них уже отвергнуты в силу своей бездоказательности. Очевидно, что без комплексного подхода к проблеме достичь позитивного результата не удастся.
Традиционным стало утверждение о принадлежности средневековой Твери Владимиро-Суздальской земле и ее расположении на мысу в месте слияния рек Тьмака и Волга. Однако эта точка зрения принимается не всеми исследователями тверской истории. К настоящему времени можно выделить два направления; одни авторы, а их подавляющее большинство, придерживаются точки зрения, устоявшейся еще со времени В. Н. Татищева, согласно которой владимирская крепость - Тверь - возникла на новгородcко-владимирском рубеже в конце XII-начале XIII вв.
Аргументация об административной принадлежности Твери Владимиру основывается на анализе отношений суздальских князей с южными властителями в середине XII в. или новгородско-владимирских отношений конца XII в. В самом деле, можно полагать, что во время походов в Ростово-Суздальскую землю князей Изяслава Мстиславича (1148 г.) и Святослава Всеволодовича с новгородцами (1180г.) четко обозначилась незащищенность северо-западной границы Суздальской земли. Это обстоятельство должно было привести владимирского князя к мысли о строительстве крепости, или даже системы крепостей, которые закрывали бы путь в Ростово-Суздальскую землю с запада. Поэтому либо в середине XII в. (до 1160 г.), либо в период с 1180 по 1210-е гг. на Верхней Волге развернулась активная градостроительная деятельность, появились Тверь, Зубцов, Дубна и Шоша.
Во всяком случае, когда под 1209 г. Лаврентьевская летопись сообщает о посылке Всеволодом Юрьевичем сына Константина на Торжок, где находился князь Мстислав Мстиславич Удачный, Тверь уже существовала, поскольку Константин возвращается ни с чем во Владимир именно из Твери: "В лето 6717. Тоя же зимы великий князь Всеволод посла сына своего Констянтина с братьею его на Мстислава Мстиславича на Торжек. Мстислав же слышав оже идеть на нь рать изыде ис Торжку Новугороду а оттуда в Торопець в свою волость. Констянтин же с братею възвратишася с Тьфери и Святослав придет к ним из Новагорода и ехаша вси к отцю своему в Володимерь". Традиционно считается, что это первое упоминание о городе "Тферь", хотя не ясно, идет ли речь о городе или о реке с одноименным названием. Подойдем к проблеме с точки зрения ономастики и терминологии средневековых письменных источников. П. Д,Малыгин отметил, что одной из главных источниковедческих проблем ранней истории Твери является совпадение названий поселения и реки в письменных источниках. В связи с совпадением названий города и реки важно понять, как на письме обозначались гидроним и топоним, какова вообще связь между ними. На этой основе, как нам представляется, можно будет делать более основательные выводы насчет местонахождения домонгольского поселения с названием "Тверь".
Происхождение названия города Твери стало обсуждаться уже в первых работах по истории России в целом, Твери и Тверского княжества в частности. Основу будущей историографии истории Твери заложил В. Н. Татищев. Им было отмечено, что в 1182 г. князь Всеволод Юрьевич велел на Волге "при устии реки" построить Твердь и велел "крепко наблюдать, чтоб от новгородцев и Торжка люди для воровства на Волгу не проезжали".
В. С. Борзаковский, соглашаясь с В. Н. Татищевым по вопросу о времени возникновения Твери, не считал, что название города происходит от слова твердь. Не согласился исследователь с предшественниками и в вопросе об изначальной административной принадлежности Твери: он полагал, что Тверь была основана новгородцами изначально как торговое поселение. При этом его мнение по поводу месторасположения и названия города оказалось близким к мнению Д. И. Карманова, хотя сам В. С. Борзаковский в данной связи нигде имя первого тверского краеведа не упомянул. Таким образом, В. С. Борзаковский связывал происхождение названия города с рекой, на которой город был основан, а основание города автор объяснял не волей суздальских князей или Ярослава Всеволодовича в частности, а природными и демографическими причинами.
Проблему происхождения и местоположения Твери в незначительной степени рассмотрел М. Н. Тихомиров. При этом авторская позиция по вопросу осталась неопределенной. В одном месте работы называется 1209 г. как дата возникновения Твери, в другом автор принимает точку зрения В. Н. Татищева и В. С. Борзаковского о том, что город был основан в 1181 г. Осталась также неясной позиция исследователя и в вопросе о месторасположении первоначальной Твери. Автор не опровергнул мнение о том, что название город получил от реки (М. Н. Тихомиров употребил сразу два названия - и "Тверца" и "Тверь"), при впадении которой в Волгу он первоначально был построен, но подчеркнул, что вопрос о местоположении города еще не решен. В целом исследователь пришел к выводу, что начало XIII в. - это только время становления Твери как города.