Профессиональный водитель такси держит в руках пухлый конверт с чиновничьими отписками – он уже несколько месяцев борется за наведение порядка на рынке тверского такси, но пока безуспешно. Водителя пинают, как мячик, друг другу разные министерства и ведомства, а тем временем нелегальные водители продолжают без страховки, а иногда даже и водительских прав (!) перевозить пассажиров в Твери.
В сравнении с Москвой и даже другими городами России, в Твери на рынке такси творится настоящий беспредел, говорит наш собеседник, который официально работал в столичном такси. "Яндекс Такси", "Убер", "Максим", "Везёт" и прочие сервисы, которые обыватели привыкли принимать за службу такси, таковыми юридически не являются и никакой ответственности за пассажиров и водителей не несут. Де-юре, это всего лишь агрегаторы или информационные площадки, которые сотрудничают с таксопарками по всей стране.
Сами посудите, чтобы стать официальным водителем такси, нужно выполнить несколько условий: машина должна быть белого либо желтого цвета, с шашками или шашечным поясом на борту, водитель перед каждой сменой должен проходить осмотры у медика и механика, что обязательно отражается в путевом листе, страховой полис должен быть оформлен на такси – так в случае аварии пассажир застрахован и получит компенсацию. При себе у водителя такси должно быть вот такое разрешение, которое выдается на конкретный автомобиль.
Все это обходится официальному водителю такси примерно в 10 тысяч рублей на год плюс оплата налогов.
В Твери же водителями такси становятся за 10 минут – для этого не нужно ничего вышеперечисленного, кроме прав и машины. Любой водитель может договориться о работе с любым таксопарком в любой точке страны, с которым сотрудничает агрегатор. Таксопарк подключает человека к системе агрегатора, водитель устанавливает себе на смартфон приложение и вуаля – через несколько минут можно зарабатывать деньги на перевозке людей. 3-5 % за поездку берет себе таксопарк, еще 15% - агрегатор.
- Никто не проверяет здоровье водителей и состояние машины, никто ни за кого не отвечает. А если что-то и случается, что агрегатор тут ни при чем, он вообще никакой ответственности не несет, - говорит таксист. - Пассажиры заказывают такси, приезжает машина с наклейкой, что это такси. По факту же, за рулем сидит нелегальный водитель, а если что-то случается плохое – вы теряете ноутбук, или попадаете в ДТП, или водитель в состоянии алкогольного опьянения - агрегатор умывает руки и вас просто подвез случайный бомбила, - рассказывает водитель. - В судах, например, Яндекс такси говорит, что он информационная площадка или что водитель выполнял не их заказ.
Единственное средство контроля сейчас, по словам собеседника, это рейды ГИБДД, которые взялись за незаконных таксистов. Но для наведения порядка нужна крепкая политическая воля и желание что-то сделать на верху.
В качестве примера таксист привел Москву и Белгород. В столице дорожная инспекция выявила несколько случаев, когда агрегатор "Яндекс.Такси" передавал заказы нелегальным таксистам, не имеющим разрешений на перевозку. Инспекция обратилась в суд с исковым заявлением, чтобы агрегатору запретили передавать заказы таким перевозчикам. Штрафы по каждому случаю передачи заказа нелегалам - до 100 тысяч рублей. В Белгороде суд вовсе запретил службу заказа такси, работавшую через мобильное приложение с частными водителями.
Необходимость официально оформлять все бумаги приводит к уменьшению количества таксистов, а значит - к повышению цен на поездки, говорит собеседник. В Твери же агрегаторы держат цены на поездки на очень низком уровне, потому что водителей-нелегалов очень много. Так, только в тверской системе "Яндекс Такси", по его словам, зарегистрировано 3 324 водителей.
- Водители часто работают по 16 часов. Их очень жалко, они "самоубийцы" и заложники ситуации.
Чтобы ситуацию изменить, наш собеседник начал писать письма и запросы. Сначала в приемную президента, откуда письмо спустили в местный Минстранс и ГИБДД. ГИБДД начало работать, а Минтранс назвал "Яндекс Такси" информационной площадкой, за которую он ответственности не несет. Тогда водитель предоставил список таксопарков и водителей из приложения, но Минтрансу показалось мало доказательств их сотрудничества с "Яндекс Такси". В министерстве информационных технологий ответили, что не занимаются такими информационными площадками, мол, идите в Минтранс. Роспотребнадзор также отказался проверять соблюдение санитарных норм в такси во время пандемии коронавируса, сославшись на все то же Министерство транспорта. Круг замкнулся.
Тем временем только за этот год ГИБДД во время рейдов задержали 99 нелегальных машин, составили 102 административных правонарушений, 8 водителей привлечены к ответственности, выявлен один гражданин Узбекистана, который управлял транспортным средством по поддельному удостоверению.
- Только это все борьба с ветряными мельницами. Нужно, чтобы этими такси занялись сверху, а не с последствиями боролись. Виноваты агрегаторы, а страдают простые водители и пассажиры, - говорит водитель.