На днях по недавно отремонтированной улице Орджоникизде проехались колясочники, но двигаться им пришлось по проезжей части в потоке машин, а не по тротуару, поскольку высокие бордюры оставили без пандусов (так называют любой съезд на проезжую часть). Вместо положенных заниженных бордюров высотой от 0 до 1.5 см на тверских улицах бордюры 4-5 см, а в некоторых местах и даже 10 см. Для колясочника заехать нереально! Требования к пандусам* должны быть прописаны ещё на уровне проекта капитального ремонта дорог. Получается так: либо проект изначально неверный, либо работу делают и принимают тяп-ляп.
В этом году на капремонты дорог в Твери выделили 840 миллионов рублей в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (это 21 объект улично-дорожной сети общей протяжённостью более 33 км). Капитальный ремонт предполагает и позволяет сразу же решить вопрос с бордюрами.
По словам тверских колясочников, ситуация с бордюрами в городе продолжается не один год. И часто в ответ на жалобы они слышали такой аргумент: "доступность дорог возможно сделать только в рамках капитального ремонта, никак не раньше".
И вот он наступил - капитальный ремонт дорог. Но не тут-то было, хотя тверское сообщество инвалидов-колясочников периодически жалуется в администрацию на недоступность пресловутой доступной среды, уже набившей оскомину. Активное участие в круглых столах по вопросам пандусов и бордюров результата не имеет.
- Вот к примеру, в прошлом году во время благоустройства дворовой территории в Твери я писал о множественных нарушениях в администрацию города. Ответ был таков, что все проекты соответствуют требованиям по доступности, а приёмка объектов на соответствие проектам ещё не проводилась, мол, не надо раньше времени паниковать. А что в итоге? Объекты приняли. Деньги тратят, а город доступнее становится очень медленно. КПД от таких работ низкий, - рассказывает тверской активист Андрей Увиков.
Вот один из примеров – благоустройство дворовой территории на ул. Склизкова, который прошёл в прошлом году. Бордюр поставили 8 см высотой (вместо максимально нормативных 1.5 см). Андрей потребовал от подрядчика исправить недочёт.
- Они исправили, но так делать тоже нельзя: пандус не должен на проезжую часть выходить, и всё-таки так лучше, чем изначально было. Я сообщил об этом в администрацию города, но ответ прислали, что все проекты соответствуют нормам по доступности, а значит, не нарушаются права, закон соблюдается. Но по факту почти в каждом дворе, где потрачены деньги, есть такие тротуары или иные нарушения. Сейчас нам говорят, что жители домов виноваты, так как они принимали работы и подписывали акты. Никто теперь исправлять ничего не будет, поэтому на этот раз с ремонтом дорог буду пытаться не допустить приёмки таких работ.
Андрей Увиков и другие колясочники предлагают свои услуги администрации Твери, чтобы люди с ограниченными возможностями по здоровью тоже вошли в состав комиссии по приёмке дорог после ремонта. Кому как не им лучше знать - доступны ли тротуары и пешеходные переходы.
Во время разговора с корреспондентом ТИА Андрей Увиков рассказал про Калининград и известного там волонтёра Романа Аранина, директора компании, которые производит и ремонтирует реабилитационную технику для инвалидов, и руководителя общественной организации инвалидов "Ковчег". В Калининграде проблем с бордюрами нет, ни один новый или отремонтированный тротуар в городе не принимали без участия колясочников. "В Твери такого нет! Обидно за город, и за себя обидно!".
*ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства:
6.3.3.3 Кромки пандуса следует выполнять на одном уровне с кромками поверхности тротуара, переходных путей. Кромку пандуса, прилегающего к поверхности проезжей части автомобильной дороги, допускается выполнять для условий:
- комфортных - на одном уровне с поверхностью проезжей части;
- нормальных - на одном уровне с поверхностью проезжей части или приподнятой, но не более чем на 10 мм;
- стесненных - приподнятой над поверхностью проезжей части, но не более чем на 15 мм.