В администрации Твери разработали Стратегию развития города до 2035 года, ко дню 900-летия. Документ начинается с анализа существующего положения.
В стратегии сказано, что в последние 8 лет число мигрантов в Твери уменьшалось, в 2017 рекордно мало человек приехали в столицу Верхневолжья - всего 1752, тогда как в 2016 их было 3612 человек. С количеством многодетных семей и детей ситуация противоположная, их становится больше: в 2010 году на 979 многодетных семей приходились 3171 ребенок, а в 2017 – на 2579 семей – 8586 детей.
Из года в год снижается количество населения трудоспособного возраста, и становится больше пенсионеров. В 2017 году пожилых жителей в Твери было 26,2%.
Рождаемость в эти годы в городе росла. Однако исследователи предупредили, что мы на пороге новой демографической ямы.
Авторы Стратегии среди сильных сторон назвали: относительно качественный миграционный прирост (речь идет о внутрирегиональной и межрегиональной миграции), приемлемые стартовые условия для создания семьи и воспитания детей в сравнении с другими регионами. Город, по их оценкам, относительно недорогой для жизни и учебы.
А вот старение населения и отток молодых и талантливых в другие регионы, как следствие - рост нагрузки на оставшихся, ухудшение условий для развития, самореализации и социализации экономически активного населения – это риски.
В Твери не хватает 10 школ и 27 детских садов, подсчитали исследователи. До 2035 года планируется ситуацию изменить. В городе построят 13 новых школ на 15 000 мест, 8 из них - по национальному проекту "Развитие образования", 5 - по проектам комплексного развития территорий. В региональном центре также должна появиться инновационная школа "Сколково-Тверь".
Все это позволит к 2035 году ликвидировать вторую смену в школах.
Дефицит детских садов и учреждений дополнительного образования также планируют закрывать:
- 8 садов построят по национальному проекту.
- 12 - вместе с новыми жилыми комплексами.
- В остальном нехватку намерены компенсировать за счет частных и семейных детских садов, развития гувернёрских служб.
Чтобы привлечь бизнес в сферу дошкольного образования, разработают систему преференций. Например, льготные тарифы на аренду помещений и разрешение пользоваться прогулочными площадками государственных детских садов.
Среди рисков также указывают старение педагогического состава общеобразовательных учреждений. Для привлечения молодых и перспективных кадров предлагают учредить грант "Наш новый учитель", по которому начинающие педагоги смогут три года получать поддержку. Кроме того, предполагается разработать программы обеспечения жильем молодых специалистов. Это будет предложение муниципального жилья или кредитных программ.
"Человеческий капитал" назван в документе стратегической целью №1.
Профориентационные программы в школах и Атлас востребованных профессий, по мнению авторов, помогут привлечь молодых людей к рабочим специальностям еще со школьной скамьи. Тем самым школьники получат гарантию трудоустройства в Твери, а предприятия - специалистов на вакантные места.
Исследователи отмечают инертность населения: граждане не хотят участвовать в благотворительных проектах и самообразовываться. Регионы и социальные группы не равны по доступу как к цифровым технологиям, так и к высокотехнологичной медицинской помощи.
Среди рисков исследователи также указали рост тарифов, обусловленный монополией на энергетические ресурсы.
Привлекать население к физической культуре и спорту будут через создание инфраструктуры по федеральной программе "Спорт – норма жизни". Стадионы "Химик", имени Вагжанова и парк Текстильщиков планируют реконструировать за счет муниципально-частного партнерства. Такую же схему планируют использовать для строительства модульных спортивных залов, футбольных полей, ФОКов, баз для спортивных сборов. Спортивные площадки во дворах будут появляться по ППМИ, то есть за счет совместных средств бюджетов и граждан. Для привлечения частного капитала в строительство спортивных объектов предполагается разработать ряд привилегий и льгот.
Пропаганда здорового образа жизни и создание маршрутов здоровья, вкупе с перечисленными мерами, позволят увеличить продолжительность жизни и замедлить отток населения в другие города. Кроме того, Тверь станет более привлекательной для спортсменов и инвесторов, считают авторы Стратегии.
К 2035 году население города должно дорасти до полумиллиона. При этом доля детей с 16,3% в 2017 году должна дойти до 31,15%. 16 000 человек приедут в Тверь, привлеченные уровнем жизни и возможностями развития. А продолжительность жизни вырастет с 70,3 до 75 лет. 70% населения будет заниматься спортом, сейчас занимается всего 34,7%.
В городе планируют установить новые аттракционы, игровые и зоны отдыха в городских парках. Построить музей в технопарке и школу искусств на 650 мест. Это сделают в рамках стратегии по развитию культуры. Туда же входит инвентаризация объектов культурного наследия и контроль за застройкой, чтобы она соответствовала историческому облику города. Продюсеров и управляющих в сфере городского туризма планируют взрастить силами системы образования.
Стратегическая цель № 2 – развитие городской инфраструктуры.
Авторы стратегии планируют к 2035 году довести долю общественного транспорта в Твери с 33% до 100%, в разы снизить степень износа коммуникаций и увеличить количество муниципальных парковочных мест с 548 до 4000.
В городе усовершенствуют автомобильную дорожную сеть и сделают выделенную полосу для пассажирского транспорта. В 2017 году более 57% ДТП произошли по причине недостатков дорожной сети (в предыдущие годы число не превышало 39%), сообщается в аналитической части Стратегии. Чтобы повлиять на статистику, авторы предлагают ремонт и развитие дорожной сети, а также установку новых камер.
- В настоящее время требует ремонта более 50% общей площади магистральных улиц и дорог и порядка 70% районных, тогда как ежегодно ремонтируется только 5-6% общей площади дорог в городе.
Говорится в Стратегии и о строительстве Западного моста.
Тверская область занимает 4 место среди субъектов Федерации по количеству личных автомобилей на душу населения.
При том, что Камчатский край и Приморье в лидерах из-за того, что через них ввозят иномарки из Кореи, Японии и Китая. В ЦФО Верхневолжье по этому показателю на первом месте. В 2016 году на 1000 человек населения в Твери было зарегистрировано 344 автомобиля. Это один из факторов, влияющих на разрушение дорожной сети.
Отсутствие ливнёвок и 80% износ коммуникационных сетей тоже не способствуют долгой службе дорог. Система ливневой канализации и строительство очистных также вошли в Стратегический план развития Твери.
Туда же вошло создание сети веломаршрутов с обособленными велодорожками и велопарковками. Ремонт тротуаров.
Развитие городского общественного транспорта предполагает появление новых маршрутов. К 2020 году горожане должны перейти на 100% безналичную оплату проезда через систему "Иволга". Обновление подвижного состава ожидает муниципального перевозчика. Предприятие получит новые автобусы большей вместимости, электробусы, троллейбусы с увеличенным холостым ходом и новые вагоны для трамваев.
В Твери планируют создать сеть газовых заправок и зарядных станций для электромобилей. Отсутствие инфраструктуры для современных видов транспорта (электромобили, скутеры, беспилотные летательные аппараты) названо одним из ключевых вызовов и рисков.
Ожидаемо авторы выделили раздельный сбор мусора с модернизацией контейнерных площадок и со штрафами за несанкционированный выброс мусора.
Между тем в городе катастрофическое состояние теплосетей и сетей водоснабжения. Их износ составляет около 85%. Канализационные сети изношены на 85,8%. Система электроснабжения изношена на 56,5%, при этом за 6 лет тарифы на электроэнергию выросли более чем на 50%. Авторы исследования назвали отрасль ЖКХ самой проблемной для города.
По износу теплосетей Тверь занимает первое место в РФ.
Таких запредельных показателей нет ни у кого. Средний процент износа теплосетей по ЦФО – 33 %. Водоснабжение города тоже бьет анти-рекорды. Тверь первая в ЦФО по удельному весу водопроводных сетей, нуждающихся в замене. К тому же существующие сети перегружены, поэтому подключение новых объектов затруднено.
С канализацией в Твери плохо, но не хуже всех. Заменить нужно около 63%, это 4-е место по ЦФО.
Поражающих новизной идей разработчики Стратегии тут выдать не смогли: мониторинг, замена и ремонт сетей – рекомендованные меры, которые помогут к 2035 году снизить процент износа до 20% в случае с теплоснабжением, и до 12% - с водоканалом.
По подсчетам авторов Стратегии, рост тарифов на коммунальные услуги с 2013 по 2016 год составил 22,8%, что значительно перекрыло уровень общей инфляции.
Среди тверских пробем также фигурируют: высокие бюрократические барьеры при оформлении строительства, отсутствие программы замещения устаревшего жилого фонда в центре города, низкая эффективность управляющих компаний. Отсутствие общественных туалетов на набережных разработчики изящно назвали "низким уровнем обустройства с учетом социально-экологических требований".
Между тем, одним из перспективных рынков признан туристический. Среди направлений развития упоминаются и "Тверь Сити", и "Тверь Экспо", и единое пространство WiFi.
"Рынки – 2035" - это стратегическая цель №3.
Помимо туризма, туда вошла и коммерческая геронтология. Сюда входят не только повышение качества жизни и организация досуга пожилых людей, но и медицинские разработки в области замедления процессов старения.
Использование географического положения города для развития логистических рынков также позволит Твери повысить налоговые доходы и создать новые рабочие места.
Стратегичекая цель №4 – развитие предпринимательства и создание благоприятной среды для бизнеса.
Регион занимает пятую позицию по количеству системообразующих организаций. Из 13 крупнейших предприятий области 6 находятся в Твери. Что позволяет говорить о развитом промышленно-производственном потенциале как города, так и региона в целом, утверждают в Стратегии. Развитию промышленности мешает высокая стоимость электроэнергии, также отмечают авторы, по этому показателю Тверь занимает 5 место в ЦФО.
С 2011 года в областном центре ежегодно сокращается количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства. А численность населения при этом растет. Тем не менее, по количеству предпринимателей на 1000 человек Тверь занимает 4 место среди областных центров ЦФО.
- Тверь задает моду на прорывные инновационные практики, лидирует в развитии "умной" экономики, повсеместно и рационально используются информационно-коммуникационные технологии, - так описывают авторы Стратегии цель №5.
Разработчики предлагают создать унифицированную информационно-коммуникационную среду администрации города и подведомственных структур в едином отказоустойчивом центре обработки данных.
К 2035 году город планирует серьезно взяться за сбор налогов на землю и имущество. Долю доходов бюджета по этим статьям намерены увеличить с 16% до 23%. Но основные инвестиции все-таки ждут от частного капитала. Из более чем триллиона ожидаемых инвестиций около 900 миллиардов должны быть внебюджетными.
К 900-летию Твери исторический центр города планируют включить в перечень объектов историко-культурного наследия ЮНЕСКО, построить международный аэропорт, реконструировать комплекс "Двора Пролетарки" и возвести монумент, посвященный юбилею.
По результатам анкетирования, жители Твери не разделяют оптимизма разработчиков стратегии. Более 36% опрошенных горожан считают, что ничего не изменится; 26,7% думают, что станет хуже; 17,8% убеждены, что станет значительно хуже.
Обсуждение проекта продолжится до августа, после чего по нему вынесут решение.
Документ в целом интересный и важный. Настораживает то, что в шапочке открытого файла вылезает название "Стратегия социально-экономического развития г. Казани до 2030 года".