Как живут тверские цыгане-котляры, чем зарабатывают и как появились в Тверской области

23 Октября 2017, 12:30

Цыганский поселок под Тверью, что на Кимрской трассе, давно оброс слухами и негативными историями. Здесь живут цыгане-котляры. Так их называют по роду занятий - мастера по работе с металлом.

Цыгане-котляры – наиболее заметная цыганская группа в России. Они живут в больших общинах, занимаются ремеслом, а женщины очень ярко одеваются.

Чем сегодня живут тверские цыгане и откуда они здесь появились, корреспонденту ТИА рассказала старшая по табору – жена барона Лариса Ристовна Петрович.

Лариса Ристовна – типичная пожилая цыганка - голос с хрипотцой, темные волосы с сединой и строгий взгляд. Из одежды – традиционный платок (его замужняя женщина обязана носить всегда), темная кофта и, конечно же, несколько пышных юбок.

Несмотря на договоренности, встретила съемочную группу Лариса Ристовна не очень доброжелательно. Женщина не была рада журналистам, говорила, что и без нас у них проблем хватает. А тут мы приехали со своими вопросами. Сразу стало понятно, характер у нее не из легких.

- Нам не верят, работу не дают, полиция задерживает. А мы жить хотим спокойно.

Слова женщины подхватили и другие обитатели большого дома. Дочь хозяйки Алена на мобильном телефоне показала фотографию сотрудника полиции, рассказав, что в этот День города он испортил настроение ей и ее семейству.

- Мы тоже люди и хотим погулять на празднике. Мы никого не трогали и шли по ул. Советской, а он нас задержал. Почему такое отношение, неужели мы не имеем права присоединиться ко всем и погулять на Дне города?!

История с задержанием завершилась благополучно, всех отпустили. Выговорившись вдоволь, Лариса Петрович любезно согласилась всё же ответить на наши вопросы, не зря же мы приехали.

Цыганский поселок переселенцы основали на пустом месте в 60-х годах

Сегодня цыганский поселок в Отрадном насчитывает 40 семей.

- Сюда мы приехали в 1963 году из Донецка. Сначала четыре года жили в Славном, что по Бежецкой трассе, а потом переехали сюда, когда мой свекор взял участки, мы тут поселились и стали постоянно жить. Приехали сюда 10 семей. Потом стали вырастать дети, внуки, семьи ширились, рос и поселок.

Донецк покинули, потому что там украинцы, разговор у них украинский, а мы больше по-русски общаемся. В Славном в колхозе работали, зерно собирали. Мужчины работали, а женщины с детьми сидели. У нас же детей много - по 6-10 в каждой семье.

Сюда приехала с двумя детьми. Всего у меня шестеро. У меня дочки замужем, сыновья женаты. Они уже бабушки и дедушки. А сколько внуков и правнуков, я не могу их сосчитать. Уже правнуки женятся.

Жизнь без барона

Лариса Ристовна стала старшей по табору с тех пор, как несколько лет назад скончался ее супруг – барон Мурша Петрович. В 2012 году, кстати, ТИА общалось с Муршой Григорьевичем. Пожилой барон рассказал тогда о нелегкой судьбе табора, про обвинения в распространении наркотиков и мошенничестве.

После смерти мужа главной в семействе стала Лариса Петрович. К ней и за советом приходят, и за благословением. По словам женщины, табору барон нужен, а выбрать его нелегко. Кто станет главным – время покажет.

Сегодня жизнь у молдавских цыган – котляров кардинально изменилась.

- Котляры от слова "котлы", это железо. Наши мужчины все время занимались железом, делали котлы, емкости варили, заборы железные – это их основная работа. А сейчас металл дорогой, недоступный стал. И теперь наши мужчины стали заниматься деревом, ремонтируют дачи, строят, делают окна, двери в домах. Они у нас без работы не сидят. Они кормят семьи. А еще они выступают, поют на праздниках, свадьбах, юбилеях, в кафе и ресторанах.

А вот у женщин одно занятие – воспитание детей и создание уюта в доме. Исторически сложилось, что слабый пол не работает. Детей много, за ними присмотр нужен. Но в последнее время, говорит Лариса Ристовна, все изменилось, женщины работать хотят, а двери для них везде закрыты.

- Дочка купила книжечку санитарную и с другими женщинами пошла устраиваться на работу. В центре занятости были, вакансии им предлагали, много работы есть. Они идут к работодателю, а их не берут. Они же ведь цыганки. Уууу, украдет что-то, негатив сплошной!

Раньше они работали на птицефабрике в Рязаново, даже план выполняли месяцев пять, пока не закрылось предприятие. Начальник их принципиально взял, сказал, что посмотрит, как они работают, но больше их не взяли никуда.

На престижную работу рассчитывать тем более не приходится. У цыган образование только 4 класса. Как только выучились читать-писать, все – к жизни готов! А дальше работать и рожать детей.

Уж замуж невтерпеж - свадебные традиции тогда и сейчас

Замуж девочки в цыганских семьях выходят в 14-15 лет, так положено, так сложилось исторически. Жених может быть старше на 3-4 года, но не более, чем на 5 лет. Неравный брак запрещен.

В поселке живут все родственники – близкие, дальние, и чтобы не было кровосмешения, женихов и невест подыскивают в других таборах. Выбором занимаются родители. У детей нет права голоса. Они живут по принципу "стерпится, слюбится". Поживут, привыкнут, вот и любовь получится.

- Сватовство происходит так. Берешь бутылку-две водки, приезжаешь к родителям невесты, объясняешь, что мне понравилась твоя дочь. Если отец или мать невесты согласны, они дают добро. А бывает и против – не хотят и все, вот и уезжаешь ни с чем. Родители стараются искать, где семья нормальная, обеспеченная. Смотрят также, насколько хорошая семья и хорошие люди.

Когда сватовство удалось, приезжаешь домой, собираешь родственников, деньги, покупаешь все необходимое для свадьбы. Все расходы ложатся на плечи родителей жениха, начиная от стола и напитков и заканчивая нарядом для невесты. А родители невесты дарят девушке украшения, колечки, сережки, одеяла, подушки, юбки. Это и есть приданое.

Сама Лариса Петрович вышла замуж в 15 лет. Это был 1962 год. На архивных пожелтевших фотографиях в свадебном наряде сама Лариса, ее молодой супруг Мурша, ее мама, брат и сестра.

-  Я тут такая счастливая, потому что такого жениха отхватила! Он играл хорошо на баяне, этим и поразил мое сердце. Он спокойный был, рассудительный, а я наоборот - шустрая такая.

Красивой мы были парой, прожили вместе 53 года. А вот на этой фотографии – свадьба моей старшей дочери в Твери. Свадебный наряд для девушки заранее не покупается. Он заказывается только тогда, когда принято решение о свадьбе. Вот как одеты невесты, очень простенько, венок восковый обычно. Такие венки мы заказываем, нам привозят. Дочке привезли из Пензы.

Котляры – православный народ, верующий. Родители благословляют молодых, желают хорошей жизни и здоровых детей. В ЗАГСе цыгане тоже расписываются, но уже когда супругам исполняется 18 лет, к этому времени в семье уже есть дети.

Свадьба – дело веселое, долгожданное и очень радостное. Ее гуляют целым поселком. Приезжают многочисленные гости, к накрытым столам зовут и прохожих.

Раньше, вспоминает цыганка Лариса Ристовна, гуляли скромно. Не было особых излишеств, заморских яств и вин.

- У нас свадьбы проходят очень интересно. Столы большие, народу много и 40, и 50 и 60 человек бывает, кто хочет тот и приходит. Даже русских, если проходят мимо, приглашаем к столу, угощаем. Двери открыты.

Готовим на стол голубцы. Если у вас фарш внутри, то у нас рубленное мясо, внутрь кладем перец, укроп. Баклажаны, перец, мясо тушатся в казане. Плов делаем с бараниной, шашлыки, всякая-всячина, колбасы, ветчины, сыры, мясные нарезки, фрукты, цветы. Это сейчас так.

А раньше все было проще. Тушили мясо с овощами 3-4 кастрюли и пиво в деревянных бочках и все! Я так выходила замуж.

Совсем недавно пожилая цыганка женила внука. Невесту Аленку привезли из другого табора. Гуляли всем селом. В цыганских свадьбах есть особенности, которых нет на русских. Мужчины и женщины сидят за разными столами, едят и пьют раздельно. Невеста может покушать, а вот пить алкоголь нельзя, ей и так весело.

Цыганка влюбляется в своего мужа, другого не дано

Брак по большой любви – это романтизм, фантастические истории из фильмов и книг, а жизнь – есть жизнь. Цыгане создают семьи не по любви, а по расчету. Главное, чтобы семья была хорошая, здоровая и с достатком.

- Цыганка влюбляется в своего мужа. Выходит замуж, влюбляется и живет. Ну куда там любовь, что родители выбрали, то и бери.

Отношение к изменам у цыган своё. Если мужчина гуляет – это нестрашно, он же мужик. А вот для женщины – позор и изгнание из табора.

- Мужчины наши с русскими крутят, но это ничего страшного. Цыганка должна перенести это испытание. Самое главное у нас, чтобы она не гуляла, а мужчина - есть мужчина. Пусть будет не в обиду вам, русские женщины гуляют не только с цыганами, но и с неграми, и с армянами, с кем хотят.

А у нас строго, даже если девочки с мальчиками живут в одной общине, гулять им нельзя строго-настрого, до свадьбы ни-ни.

 


 

Про обычаи

Женщины должны носить платок даже дома. Утром встала, расчесалась и надела. Это правило распространено только на замужних, быть простоволосой – большой грех.

Юбки – это отдельная история, их у цыганки три. Нижняя – как ночнушка или комбинация, затем сверху надевается еще одна – повседневная или праздничная, а затем фартук. Стирают юбки по-особенному: две нижние юбки нельзя стирать в общем корыте.

- Девочки до 13 лет ходят без платка, даже в брюках, а вот вышла замуж - и всё. Фартук я могу выстирать в любой посудине – в тазу, корыте. А вот задние юбки стираются отдельно. Ни с мужскими вещами, ни с какими-то бы ни было еще. Косыночки мы любые надеваем, из разных материалов и разных цветов. Национальные платья сами шьем или покупаем.

Цыгане очень любят праздники, особо чествуют и отмечают Рождество и Пасху. Даже елку наряжают на Новый год. По словам Ларисы Петрович, для них это нововведение. Раньше цыгане деревья в домах не наряжали, но по просьбе детей ввели у себя и такую традицию. Чего не сделаешь ради своих чад.

Примет у цыган много, как и правил. Откуда они взялись, сейчас уже никто не вспомнит, но если так делали предки, значит надо придерживаться этого и сейчас. Таков закон.

- Если стоит мужчина, разговаривает, задумался, просто стоит, то молодая женщина не должна перейти ему дорогу. Она должна остановиться и подождать, когда он пройдет. Иначе – грех.

Занимаются котляры и гаданиями. Судьбу смотрят по руке, раскидывают карты. Говорят, такой дар передается из поколения в поколение, но это не каждому дано.