Пока церковнослужители предрекают русский апокалипсис в случае выхода фильма на экран, «Христианское государство» грозится сжечь кинотеатры, а депутат Поклонская забывает о своих депутатских делах и все силы бросает на борьбу с «антиисторической подделкой», фильм попал в рейтинг самых ожидаемых фильмов на «Кинопоиске». Что думают о «Матильде» тверские чиновники, депутаты, представители разных религиозных конфессий, режиссёры и историки в преддверии премьеры? Почему одни сравнивают фильм с «поганкой», видят в нём технологию «Окна Овертона», а другие – считают недостойным обсуждения? Пойдут ли прихожане тверских храмов в кино, что не так с тверским зрителем, и как Россия сможет противостоять всемирному злу – корреспонденты ТИА слушали и записывали. Заодно мы узнали, о чем, по мнению Тверской Епархии, должны писать (и когда-нибудь обязательно этим займёмся).
Режиссер Павел Дроздов на «Матильду» пойдёт:
- Учитель – очень хороший режиссер, я сам обязательно посмотрю этот фильм. Что касается ажиотажа и запретов, считаю, что, если Министерство культуры выдало прокатное удостоверение, значит, ничего криминального в нем нет. Каждый фильм имеет право на существование, а каждый человек в праве сам решать смотреть или не смотреть.
Доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Исторического факультета ТвГУ Сергей Богданов ничего предосудительного в фильме не видит, но сам его смотреть не хочет:
- Факт любовной связи между Николаем II и Матильдой Кшесинской подтвержден их перепиской. Отношения были до женитьбы на Александре Федоровне и закончились вместе с ней. Это документы, и спорить с ними глупо.
Сам историк на фильм не пойдёт: «Жаль потерянного времени – качество продукта современного отечественного кинематографа просто жуткое».
Сергей Богданов говорит, что большая часть зрителей, к сожалению, воспринимают увиденные фильмы, как историческую правду, забыв о художественном вымысле. Проблема (и очень большая) – в отсутствии у широкой публики критического мышления:
- Сам Учитель говорил, что право художественного вымысла – это его право. Безусловно, он опирается на факты, но большая часть – выдумана. На фильм среагируют не как на искусство, а как на кинохронику. И вот это печально.
Руководитель информационного отдела тверской Епархии, Настоятель прихода Блаженной Ксении Петербуржской иерей Максим Мищенко считает, что эта тема вовсе не достойна обсуждения:
Тем не менее, отец Максим все-таки высказал свое мнение о фильме:
- Это околохудожественный, коммерческий проект. У автора одна цель – заработать как можно больше денег. Можно было показать куда более важные, интересные исторические события, но создатель «Матильды» выбрал приватную жизнь. Фильм низкого качества. Тверских прихожан ни сам фильм, ни шумиха вокруг него не интересуют, об Императоре они знают через веру, через молитвы как о святом мученике, страстотерпце. Лучшее отношение к этому фильму – безмолвное игнорирование, но после той шумихи, которую подняли вокруг него, фильм, видимо, будет одним из самых кассовых.
Не согласен с коллегой Фарит Батыргареев, помощник имама Тверской соборной мечети. Священнослужитель признался, что с удовольствием посмотрит этот фильм:
- Произошло столкновение мнение РПЦ и исторической правды. Сложно судить, кто прав, и я не буду этого делать. Мне, как историку по образованию, ближе историческая правда. Ведь это известный факт, что все цари были небезгрешны, у всех были фаворитки, и связь Николая и балерины Матильды Кшесинской – это тоже известный исторический факт. Считаю, что запрет на фильм, если его запретят, ни к чему не приведет, этим желаемого результата не добиться.
Депутат Тверской городской Думы, коммунист Сергей Шишков:
- Не пойду смотреть, и дело здесь вовсе не в вере. Я вообще неверующий, я агностик. На «Матильду» не пойду просто потому, что мне не интересно. Современный отечественный кинематограф редко выпускает что-то приличное. Дискуссии и хай вокруг фильма меня не впечатлили.
На вопрос, какое кино впечатляет депутата, Сергей Шишков ответил, что фильмы смотрит редко:
- Если смотрю, то что-нибудь легкое, голливудское, чтобы мозги не напрягать, а просто после работы расслабиться. Еще люблю старое отечественное кино.
Илья Холодов, депутат Тверской горДумы от Единой России не стал спешить с выводами:
- А я обязательно схожу на «Матильду». Нас всегда учили и воспитывали так, что в любой дискуссионном вопросе нужно иметь своё мнение. А мнение можно составить только после просмотра фильма.
Вообще в этой дискуссии больше позитивного. В споре не всегда рождается истина, но так мы можем увидеть зрелость общества.
Глава Калязинского района Константин Ильин, уверен, что «Матильда» - это чистой воды экстремизм, провокация и "поганка", которую категорически нельзя показывать широкой публике:
- Это провокация, которая сейчас разделила людей на два лагеря. Это просто издевательство, унижение православных верующих, когда наши святые так преподносятся. А если это уничижение наших святых, значит, и православной веры в целом. И я считаю, что она (вера) единственно истинная, а у Руси – великая миссия спасти мир ото зла, захватившего Европу и Америку.
Константин Геннадьевич предупредил: чтобы его слова не звучали как «Пастернака не читал, но осуждаю», он смотрел отрывки из фильма и слушал отзывы о нём. Но «Матильду», сравнимую разве что с «Пусси Райот», смотреть целиком ни за что не будет и никому не советует:
- Это, как если бы на поляну с поганками пришли грибники. Один другому говорит: «Не ешь поганки, отравишься». А другой спрашивает, как можно судить, самому не попробовав, ест и умирает. Это же тот же яд, только духовный.
Глава района признался, что большая часть общества не обладает критическим мышлением и могут принять содержание фильма за чистую монету, поэтому его нужно запретить. И сравнил «Матильду» с принципом «Окна Овертона», «когда невозможное становится обсуждаемым, а обсуждаемое возможным». Сжигание кинотеатров, которое обещал борец с «Матильдой», ныне задержанный, а в прошлом осужденный за убийство и разбой лидер «Христианского государства» Александр Калинин, глава района считает крайностью и не поддерживает потому что основная идея христианства – это любовь. А вот действия и позиция депутата Поклонской видятся ему правильными.
- Примеров того, что вера спасает, множество в нашей истории, и не дай Бог нам отпасть от наших святых. Не зря же иконы Николая мироточат, Казанская Божья матерь, иконы которой облетели Москву, спасала город от фашистов, то же самое с Ленинградом. А у солдат, надевших на лоб повязку с молитвой, пули отлетали от лба.
Кстати, в муниципальных кинотеатрах Калязина (маленький 3Д кинотеатр и большой кинозал в местном ДК) фильм не покажут. Кроме Калязина, фильм не увидят жители Дагестана и Ингушетии.
Константин Ильин сказал, что фильм так же запрещен в Чечне, «потому что мусульмане понимают, что нравственность нужно блюсти».
Коротко объясним: МОО «Русское Собрание», в котором состоит Ильин, направило губернатору Тверской области письмо с просьбой запретить показ «кощунственного фильма в регионе». Собранию ответил Комитет по делам культуры: учитывая неоднозначность ситуации, сложившейся вокруг выхода в прокат фильма "Матильда" режиссера Алексея Учителя, Комитет и подведомственный ему ГБУ "Тверьгосфильмфонд" с не будет производить закупку и прокат данного фильма».
Расстроит это калязинцев, дагестанцев и ингушей, или нет, но прокат скандально-известного фильма Алексея Учителя "Матильда" в российских кинотеатрах стартует с 26 октября. Фильм показан депутатам ГосДумы и ими же рекомендован к просмотру. Хоть и звучит это больше как угроза, нежели призыв к действию.
Редакция обзвонила кассы четырех тверских кинотеатров, в "Сильвер Синема", "Панораме" и Синема Cтар" сообщили, что собираются показывать "Матильду" с 26 октября. Только в "Звезде" сказали, что не могут ответить на этот вопрос.
Кстати, до сих пор остаётся загадкой, кто развесил баннеры со словами прощения в адрес Николая II на федеральной трассе М-10: