Несколько огромных торфяных пожаров бушуют в Тверской области. Вне зависимости от брошенных сил и средств, сгоревших площадей становится всё больше и больше. О том, кто виноват, чем грозят жителям Твери торфяные пожары и смог и как их можно было избежать, рассказал ТИА Олег Мисников - доктор технических наук, заведующий кафедрой технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений Тверского государственного технического университета.
КТО ВИНОВАТ
- Причиной торфяных и лесных пожаров в 90% случаев является пресловутый человеческий фактор: непотушенный костёр, искра от сигареты могут привести к страшным последствиям. Посмотрите, как отдыхают на природе наши люди – нет абсолютно никакой культуры поведения в лесах. Мне не нравится выражение «неосторожное обращение с огнём» - это самое настоящее преступление.
Безусловно, не стоит исключать и природные факторы, но это лишь остальные 10 %.
И ещё: торфяники не самовозгораются — это миф. Торф может самовозгореться только в штабеле, и то при плохой вентиляции и низкой теплопроводности окружающей среды. Понятно, что даже в осушенной залежи таких условий возникнуть заведомо не может: она пористая, как губка.
По той же, человеческой, причине, как пояснил Олег Мисников, загорелись болота и в Тверской области. Засушливая погода и бесснежная зима лишь стимулировали разрастание пожаров, но отнюдь не являлись их первопричиной.
ЗАБРОШЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ ТОРФЯНИКИ
– Торф горит там, где болота осушали и его добывали, а добывали его рядом с городами, чтобы ближе везти. Что касается Орши, то 40 лет назад там осушались болота для подготовки торфяного месторождения, в Конаковском районе это делалось местами.
Олег Мисников привёл печальную статистику: в советское время Тверская область добывала порядка 5 миллионов тонн торфа в год, теперь же вся Россия добывает не более полутора миллионов. Соответственно, и заброшенных торфяников остались огромные площади.
- На территории нашего региона таких болот – осушенных и заброшенных – очень много, цифру назвать сложно. Самые крупные – в Западнодвинском районе, Калининском, Старицком. Какие-то торфяники частично обводнялись, какие-то так и остались заброшенными.
К слову, осушение болот – процесс очень сложный: для добычи торфа залежь сначала осушают до 75—80% влажности: прокладывают сложную систему дренажных каналов, которая позволяет управлять уровнем грунтовых вод. Затем подсушивают верхнюю часть - «шапку». Снизу залежь остаётся подтоплена грунтовыми водами.
- Представьте, что происходит с залежью сухим летом, если разработка заброшена. Дренажные каналы открыты, вода ушла, дождя нет. Торф начинает сохнуть, и чтобы загореться, ему достаточно одной искры. Слагаемые торфяного пожара очень простые: источник пламени, сам торф и окислитель (кислород). Если же всему этому сопутствует ветер, пожар распространяется моментально.
Нужно понимать, что осушенные места требуют особых мер противопожарной безопасности. Любой появившийся дымок – это очаг возгорания. Раньше на торфопредприятиях стояли специальные вышки, на каждый дымок выезжали бульдозеры, окапывали, забрасывали сырой торф и подтопляли опасный участок.
К слову, ранее на сайте ТИА была опубликована статья с сайта Гринпис России с видео, где сотрудник МЧС утверждает, что начинающийся торфяной пожар – «это чисто дымок, которого завтра уже не будет».
Видео GreenpeaceRussia
Кроме того, как пояснил Олег Мисников, бездумное затопление крупных участков торфяников без установки соответствующих гидротехнических сооружений также опасно – после такой «рекультивации», например, в Орехово-Зуево были затоплены все дачи.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Торфяные пожары потушить невозможно – только локализовать, а ещё лучше – предупредить. Дело в том, что торф содержит битумы — соединения, которые отталкивают воду. Если в горящий торфяник лить сверху воду, она просто будет скатываться. При тушении торфяных пожаров часто можно видеть, как в лужах воды плавают куски торфа, продолжая дымиться.
Только ливни или встреча с естественными водоёмами могут остановить пламя.
В 2010 году я произвёл нехитрые расчёты и выяснил, что платить зарплату в 15 000 рублей людям, патрулирующим торфяники, снарядив их всем необходимым оборудованием, гораздо дешевле, чем потом торфяные пожары тушить – это же миллиарды на ветер, вернее, в огонь.
Так, на мой взгляд, прекрасный опыт был применён в Кувшиновском районе - там лес патрулировали школьники. Результат – ни одного пожара.
ПРОГНОЗ - ОСТОРОЖНЫЙ
О том, что будет завтра с действующими пожарами, Олег Мисников говорить не взялся: сухая погода и отсутствие в ближайшей перспективе проливных дождей не дадут пожарам потухнуть естественным образом.
- Тверичанам хотелось бы посоветовать меньше бывать на улице и стараться находиться только в хорошо вентилируемых помещениях. Смог опасен. Он содержит в себе продукты неполного разложения органики – многие из них есть в табачном дыме.