Жизнь на помойке
Как большие города засоряют тверскую глубинку, и кому это выгодно
Полтора года назад в крошечный городок Тверской области поехали десятки мусоровозов из Твери и даже Подмосковья. С лета 2015 года свалка под Лихославлем увеличилась втрое и вышла за свои границы: мусоровозы вываливают отходы уже на пограничные земли сельхозназначения. Тарифы здесь в разы ниже, чем на новом тверском полигоне ТБО, а весь мусор планируется сжечь на новом заводе с тепличным хозяйством. Инвестор для строительства мусоросжигающего комплекса найден, проект завода готов, но держится в строгой тайне – в Минприроды о нём не слышали, в списках областного инвестиционного портала он не значится. Тем временем «чужие» мусоровозы продолжают вываливать сюда отходы, а местные жители задыхаются от вони гигантской помойки.
~
Сергей Разумовский из деревни Петрушкино Лихославльского района любит северный ветер: когда он дует с этой стороны, можно открыть окна и проветрить дом. Когда с любой другой – комнаты заполняет смрад от мусорной свалки неподалёку.

- А что вы удивляетесь? У нас так живут как минимум четыре деревни, окружающие помойку, – Петрушкино, Владычня, Губка и Пруды. Каждая «свой» ветер любит, день свежим воздухом дышим, другой – задыхаемся от вони, - говорит Сергей Борисович и открывает окно: зимой-то не так пахнет.

За окном — искрящийся на солнце зимний лес. Рядом — горы мусора.

От свалки до дома Сергея Борисовича – примерно один километр. Северный ветер он полюбил с тех пор, как небольшая городская свалка превратилась в гигантскую вонючую помойку с полчищами крыс, стаями ворон и чаек, разносящих мусор по округе, и сопутствующими ароматами.
Решение найдено - не найдено
Двенадцатитысячный Лихославль начали заваливать мусором в 2014 году, когда в очередной раз пошла речь о закрытии старой тверской свалки и строительстве частного полигона в Твери. Старая свалка, которая существовала с 1969 года, регулярно горела. Жители окрестных деревень и дачных кооперативов задыхались от вони и смога, временами смрадное дымное облако накрывало всю Тверь. Впервые прокуратура постановила закрыть свалку в 2007 году, но в отсутствие альтернативы она продолжала принимать мусор.

В 2012 году крупный инвестор начал строительство полигона ТБО под Тверью на 40 га. Новый полигон полностью соответствует законодательству, внесен в государственный реестр размещения отходов и имеет надежный противофильтрационный экран из геомембраны толщиной 1,5 мм, что гарантирует защиту окружающей среды .

Директор ООО «Полигон» Павел Сушенцов рассказал ТИА, что мусор принимают в четко установленном порядке. Охрана проверяет все документы на каждый мусоровоз, машина проходит радиационный контроль (полигон лицензирован на самые безопасные классы отходов — IV и V), и отходы взвешивают. У нового полигона заключены более 500 договоров с мусорными компаниями Твери и близлежащих районов.

Казалось бы, цивилизованное решение «мусорной» проблемы найдено, но на поверку всё не так просто. Директор тверской компании «Эко-сервис» Дмитрий Ильин рассказал, что с открытием нового полигона утилизировать мусор в Твери стало в среднем в шесть раз дороже, чем раньше.

- На старой тверской свалке тариф на утилизацию мусора не поднимался несколько лет и составлял 30 рублей 79 копеек за кубометр. На новом полигоне получается около 190 рублей за куб. И это понятно: полигон частный, в него вложены средства, которые инвестору нужно вернуть. Поэтому некоторые решили сэкономить и повезли мусор в Лихославль.
КПП: день сурка на свалке
Мусоровозы с тверскими номерами телефонов на борту снуют через КПП лихославльской свалки туда-обратно: опорожнил контейнер – и на выход. Местные жители насчитывают по 40-50 «чужих» машин в день. От каждого лязга тяжёлого грузовика небо чернеет от стай испуганных ворон. На свалке – «день сурка».

На табличке перед контрольно-пропускным пунктом значится, что полигон ТБО не принимает отходы, содержащие соли тяжёлых металлов, ртуть, отходы ГСМ, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы.

Через КПП мы прошли без особенных проблем вслед за проехавшим туда мусоровозом без опознавательных знаков на борту. Шлагбаум был открыт, а приёмщик на месте отсутствовал.

- Вы куда? Камеру уберите! - Заявил подошедший «контролёр» и тут же заговорил с водителем мусоровоза. Они обменялись парой слов, приёмщик краем глаза глянул на какие-то бумаги с печатями и махнул рукой: «Проезжай!».

Один из водителей мусоровозов оказался более разговорчивым. На вопрос, как приёмщик проверяет его мусор, он посмеялся и ответил: «Да никак, конечно. Показал документы, выкинул мусор – и назад».
Больше, бо-о-о-ольше мусора!
Мы попытались разобраться, почему мусоровозам из Твери выгодно ехать на лихославльскую свалку в 43 км от областного центра, если официальный городской полигон находится гораздо ближе.

Во втором полугодии 2016 года региональная энергетическая комиссия Тверской области установила тариф для населения Твери на утилизацию и захоронение ТБО на ООО «Полигон» в размере 520,18 рубля за тонну. Свалка под Лихославлем принимает мусор по тарифу 65,45 рубля за кубометр .
Попробуем рассчитать стоимость утилизации самого лёгкого и самого тяжёлого мусора .

К примеру, кубометр ветоши весит 180 килограммов. В тонну влезает 5,6 кубов. В Лихославле тонну таких отходов примут по 366,52 рублей за тонну, а в Твери за это запросят почти в полтора раза больше.

Кубометр тяжёлого строительного мусора весит в среднем 1,3 тонны. Следовательно, тонну таких отходов в Лихославле примут за 85 рублей –в восемь раз дешевле, чем в Твери.
Вывод очень простой: мусор в Лихославльский район тверским мусоровозам возить в разы дешевле, чем на ближайший тверской полигон, даже с учётом расходов на топливо.

На некоторых автомобилях, которые разгружались на лихославльской свалке, мы заметили логотип «ЭкоБытСервис». Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с генеральным директором Павлом Чуровым. Он заявил, что договор на утилизацию мусора заключён с тверским полигоном и уклонялся от вопроса «Почему ваши машины возят отходы в Лихославль?», потом потребовал выслать фотографии автомобилей, но прямого ответа так и не дал.Вывод очень простой: мусор в Лихославльский район тверским мусоровозам возить в разы дешевле, чем на ближайший тверской полигон, даже с учётом расходов на топливо.

На некоторых автомобилях, которые разгружались на лихославльской свалке, мы заметили логотип «ЭкоБытСервис». Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с генеральным директором Павлом Чуровым. Он заявил, что договор на утилизацию мусора заключён с тверским полигоном и уклонялся от вопроса «Почему ваши машины возят отходы в Лихославль?», потом потребовал выслать фотографии автомобилей, но прямого ответа так и не дал.
Э – Экология
Свалка под Лихославлем принадлежит на праве аренды МУП «Благоустройство», единственным учредителем которого является администрация Лихославльского района. Учредитель пояснил ТИА, что на ввоз ТБО заключены 34 договора, в том числе с десятком организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность за пределами района. Сотрудники подготовлены и лицензированы на работу по размещению и обезвреживанию отходов I-V классов опасности: то есть, сюда можно привозить любой мусор – от относительно безобидных пластиковых бутылок до градусников, ртутных и люминесцентных ламп и батареек.

На месте этой свалки лет 40-50 назад добывали песок. В 70-х годах в карьеры начали выбрасывать технический мусор местные заводы, позже к ним подключилась местная администрация. Отходы засыпали песком, и никаких вопросов к городской свалке не возникало вплоть до 2015 года, когда сюда начали тоннами свозить тверской и московский мусор. Помимо специфического запаха, который донимает местных жителей, ситуация осложняется тем, что свалка не соответствует санитарным нормам и никаких противофильтрационных экранов, которые бы защищали землю от воздействия вредных веществ, как на тверском полигоне, здесь нет.

Свалка находится на самой высокой точке водораздела. Метрах в ста от неё расположены траншеи, оставшиеся после мелиорации полей. По ним с мусорного полигона вода стекает в реку Малица, которая, в свою очередь, впадает в Тверцу, а та – в Волгу.
Всего в километре от свалки – в деревне Петрушкино – святой источник. За водой люди выстраиваются в очереди. Чуть дальше, в селе Владычня – Марфо-Мариинская обитель, на подворье которой открыта богадельня для одиноких пожилых людей. В трёх километрах от гигантской мусорки – большая активно застраивающаяся деревня Вёски и засаженные сельскохозяйственные поля крупного агропромышленного предприятия.

В сентябре 2015 года Роспотребнадзор проверил свалку и нашёл многочисленные нарушения санитарного законодательства, составил два протокола об административном правонарушении и выдал предписание выявленные нарушения устранить.
Мусорные инвесторы
В 2015 году местные жители, вынужденные дышать ароматами помойки и считать чужие мусоровозы, начали писать жалобы и запросы в администрацию, надзорные и контролирующие органы, публиковать гневные заметки в местной газете.

В марте 2016 года администрация Лихославльского района на страницах местной газеты всё-таки познакомила читателей со своими планами, объяснив, для чего ей столько чужого мусора: это сырьё для будущего завода, который будет перерабатывать отходы в электричество и тепло (по сути – сжигать).

Компания-инвестор ООО «Науком-Инжиниринг» собирается построить тепличное хозяйство площадью 10 га для выращивания огурцов, помидоров и зелени, обогревать и освещать его планируется как раз «мусорными» теплом и электричеством. Ещё одна линия будет производить удобрения из куриного помета и корма для животных из павшего скота. Для работы «технопарка» (так назвала администрация этот «мощный инвестиционный проект») требуется 40 тысяч тонн отходов в год, которые маленький Лихославльский район произвести, понятное дело, не может.

Светлое будущее для жителей Лихославльского района должно наступить уже в начале 2017 года. Основное оборудование завода изготовлено и проходит испытание. Планируемый объём инвестиций в теплично-мусорный технопарк – не меньше 10 миллиардов рублей, количество новых рабочих мест – целых 200, уверяет администрация района.

ООО «Науком-Инжиниринг» уже приобрело земельные участки площадью 30 га. Эта фирма зарегистрирована в частном доме № 36 деревни Колесниково Калининского района, уставной капитал – 10 тысяч рублей, а в портфолио у «мощного инвестора» - ни одного проекта. Как выяснили корреспонденты ТИА, ООО «Науком-Инжиниринг» и ООО «Экобытсервис», которое вывозит мусор на лихославльскую свалку, принадлежат одним и тем же людям.

В списке учредителей ООО «Науком-Инжиниринг» значатся Тараненко Александр Владимирович, Тараненко Николай Владимирович и Комарницкая Марина Викторовна. В то же время Александр – учредитель компании «Экобытсервис», директором которой является уже упомянутый Павел Чуровой. Эти же люди создали некоммерческое партнёрство «Гильдия экологов Верхневолжья»: его гендиректором стал Николай Тараненко, а Павел Чуровой вошёл в совет гильдии. Александр Тараненко в качестве «эксперта в сфере ЖКХ» выступает на сайте партнёрства за решение проблем свалок строительством заводов.

Мы позвонили по телефону, указанному на сайте инвестора, и поговорили с Александром Комарницким, одним из учредителей ООО «Науком-Инжиниринг»:

- Наша установка – это революция в области утилизации ТБО. Если рассказывать по- простому, то она перерабатывает органический мусор в тепло и углекислый газ (такой же углекислый газ в таком же объёме выделяют современные газовые котельные, работающие на природном газе). Сейчас подобная установка монтируется в Московской области на Богаевском песчаном карьере. Туда будут привозить бытовой мусор и выделяемым после его переработки теплом сушить песок. Кроме того, применять эту установку в утилизации ТБО планирует правительство Московской области-уже размещен заказ на четыре установки у производителя.

Что касается мусорной свалки под Лихославлем, то мы встретили некое скрытное сопротивление. По проекту,можно за три года полностью закрыть и очистить эту свалку, а вместо неё построить завод и теплицы с овощами. Вместо того, чтобы поддержать проект,несколько человек из всего района жалуются на то, что им везут на свалку мусор, хотя они и сами, например, ездят по дорогам России, а выхлопными газами от их машин должны дышать другие.

Наш проект прошёл государственную экологическую экспертизу,одобрен тендерной комиссией «Росатома», как будущего производителя установок такого типа. И если государство и закон разрешают нам применять эту установку, то мы имеем полное право её использовать.

Более подробно о проекте Александр Комарницкий обещал рассказать корреспондентам ТИА в отдельном интервью.

К слову, о планах администрации района и ООО «Науком-Инжиниринг» в Минприроды Тверской области не слышали. «Информацией о строительстве завода министерство не располагает, документы на проведение государственной экологической экспертизы не поступали», - рассказали корреспонденту ТИА в ведомстве.

Борьба за чистый воздух
Жители Лихославля и окрестных деревень «светлого будущего» в виде мусоросжигающего завода для себя не захотели. Инициативная группа противников сомнительного инвестпроекта обратилась через платформу Change.org к президенту России и тогда ещё исполняющему обязанности губернатора Игорю Рудене, с просьбой не допустить строительство мусоросжигающего завода и закрыть свалку, и записалась на приём к главе региона. Петиция собрала тысячу подписей. Ещё столько же активистам удалось собрать, просто обходя окрестные дома.

За полигон взялась областная природоохранная прокуратура. По иску прокурора 6 июня 2016 года Лихославльский суд запретил местному МУП «Благоустройство» вывозить мусор на свалку вплоть до внесения объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

- Помимо отсутствия объекта в государственном реестре, на свалке найдены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, что тоже послужило основанием для приостановки деятельности объекта, - пояснил ТИА Павел Вершинский, помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора.

Но решение суда в законную силу не успело вступить: администрация Лихославльского района подала апелляционную жалобу в Тверской областной суд.

Тогда 77-летний житель Вёсок Валерий Никанорович Майоров набрался смелости, подошёл к Игорю Рудене во время его инспекционной поездки в Лихославль и попросил его принять: «Дышать стало совсем нечем». Губернатор челобитчика принял.
- Ну какие ещё огурчики, помидорчики, выращенные на помойке? – задаётся вопросом Валерий Никанорович. – Нам на приёме губернатор мудро сказал, что мусоросжигающего завода не будет. Он сказал, что свалку надо «зарежимить». Сделать ограждение, видеонаблюдение. А главное – оставить свалку только для Лихославля. Да плевала администрация на его слова! Как ездили чужие мусоровозы, так и ездят.

После приёма губернатора, рассказывает «челобитчик», режим работы свалки поменяли с круглосуточного на тринадцатичасовой: с 08.00 до 21.00 с перерывом на обед. По периметру свалки организовали кольцевой канал и вал, выполняющий функцию ограждения, на КПП поставили видеонаблюдение.

Примерно то же самое на запрос ТИА ответила администрация Лихославльского района, добавив, что сейчас идут поиски другого места для складирования полигона твёрдых бытовых отходов. Земельный участок, на котором может появиться новый полигон, расположен в деревне Большое Плоское Барановского сельского поселения Лихославльского района. Сейчас он проходит экологическую экспертизу.
Суды по лихославльской свалке идут до сих пор. Апелляция в Тверской областной суд была отозвана: 26 октября 2016 года Лихославльский районный суд решил отсрочить исполнение своего же июньского решения до 1 февраля 2017 года. Это определение обжаловал Тверской межрайонный природоохранный прокурор, областной суд с позицией прокуратуры согласился и отсрочку отменил. Исполнение решения суда природоохранная прокуратура взяла на особый контроль. Однако точка в мусорном деле ещё не поставлена.

Несмотря на указания губернатора оставить свалку только для лихославльского мусора, туда продолжают ездить тверские мусоровозы и вываливать тонны «инвестиционного» мусора. Однако, учитывая позицию регионального правительства отказаться от технологий сжигания мусора в Тверской области, куда денут гигантские мусорные инвестиции – непонятно.

По данным природоохранной прокуратуры, всего в Тверской области расположено больше 30 крупных свалок, из которых только полигон под Тверью внесён в Государственный реестр объектов размещения ТБО. С 1 января 2017 должны вступить в силу новые положения федерального закона «Об отходах производства и потребления». К этому времени регионы должны разработать территориальные схемы и программы обращения с отходами и выбрать регионального оператора. Тверская область оказалась в числе трёх российских регионов, отстающих в разработке этой схемы.