27 апреля Общественная организация автомобилистов «Убитые дороги» провела на стационарных пунктах весового контроля в Московской, Нижегородской, Вологодской и Тверской областях акцию «Легкость на дорогах». Это мероприятие – напоминание автомобилистам, что именно они платят за ремонт дорог, которые в период распутицы разрушаются под весом фур.
На 224 км магистрали М-9 «Балтия» под Ржевом – одном из мест проведения акции – побывали чиновники и СМИ. Специальное оборудование, позволяющее взвесить машину на ходу, установлено непосредственно на трассе перед пунктом. После того, как фура проезжает через этот участок, данные передаются на компьютер специалиста, который даёт сигнал остановить перегруженную машину. Но на этот раз работники пункта весового контроля останавливали всех водителей большегрузного транспорта без исключения: активисты движения дарили им воздушные шарики и буклеты с информацией об акции. За полтора часа взвесили около 20 машин, перевеса ни у кого не зафиксировали.
С 1961 года в России практикуется временное сезонное ограничение движения автотранспорта. Это касается тяжелых грузовиков, у которых превышены предельно допустимые нагрузки на оси. В этом году их движение будет ограничено с 1 апреля 2012 года до 25 июня, а также в течение лета при температуре воздуха выше +32°C.
Владислав Супрун, помощник депутата ГД Александра Васильева, который к тому же возглавляет движение «Убитые дороги», объясняет необходимость ограничений тем, что российские дороги устарели. Они были построены в 1960-1970 гг. и не соответствуют современным реалиям. Для 70% федеральных и региональных дорог предельная допустимая нагрузка не должна превышать 6-10 тонн. Между тем, на одиночную ось стандартного современного грузовика приходится 11,5 тонн, на двухосную тележку - 24 тонны.
По статистике, в плане ущерба грузовик с массой более 12 тонн равняется 20 тысячам легковых автомобилей. Таким образом, грузовой транспорт (составляющий, кстати, всего 2% от общего числа российских автомобилей) наносит дорогам 75% ущерба.
Продолжительность трассы М-9 «Балтия» в Тверской области составляет 261 км. Пункт весового контроля расположен на новом участке дороги, соответствующем европейским стандартам. ОАО ДЭП № 77, обслуживающее трассу, устранило колейность на 79 тысяч квадратных километрах, к лету текущего года откроется после капитального ремонта 58 км дороги. Директор предприятия Александр Чашкин говорит, что закончить реконструкцию магистрали на территории региона планируется к 2013 году, но пока что есть отрезки трассы, не видевшие ремонта с конца 1970-х гг.
Сергей Деревянко, заместитель начальника Управления дороги М10 «Россия», видит причину плохого состояния дорог в отсутствии эффективного контроля за движением тяжелых грузовиков.
- На территории России есть всего 53 пункта контроля, и этого недостаточно для отслеживания ситуации. Следовательно, их количество нужно увеличить. Не стоит забывать и о том, что ни в одной стране Европы нет такого резко-континентального климата, с огромными перепадами температуры, как у нас – и это тоже негативно сказывается на состоянии дорог и является причиной для введения ограничений.
В среднем в сутки по этому участку трассы в обе стороны проезжают 1000-1200 грузовых автомобилей. За первые четыре месяца 2012 года зарегистрировано 156 нарушений по весу, штрафов собрано на 372,5 тыс. рублей.
Виктор Веселов, начальник отдела контроля международных перевозок на трассе «Балтия»:
- С даты введения ограничений - 1 апреля - «перевес» был зарегистрирован только дважды. Вполне возможно, что гружёный транспорт отправляется в объезд по трассе Москва-Минск.
На пункте весового контроля ТИА сообщили, что большая часть нарушений зафиксирована со стороны Риги. Назывался даже максимальный зарегистрированный вес фуры – 110 т, что почти в 5 раз больше нормы. Однако один из водителей, Вячеслав, не согласен с такими утверждениями:
- Мы не смогли бы пересечь границу с лишним весом даже при очень большом желании. На выезде из Европы за этим строго следят. Я считаю, что нарушают правила те, кто едет из Москвы.
Владислав Супрун считает целью движения «Убитых дорог» привлечение к проблеме внимания общественности.
- Понятно, что дорожная сеть нуждается в развитии и модернизации, но нужно бережно относиться и к уже существующим автотрассам. Профильные комитеты должны заняться решением проблем: увеличить штрафы за «перевес», привлекать к ответственности за нарушения не только перевозчика, но и владельца груза, и создать законодательную базу в этой сфере. Но начать, проявить инициативу и обратить на себя внимание властей можем только мы сами.