Савватьевский цыганский поселок известен, пожалуй, каждому тверичанину и располагается недалеко от города, вдоль автодороги Тверь – Кимры. Здесь много домов, и даже незнающему становится понятно, что в посёлке проживает целый табор. Женщины в длинных юбках, множество ребятишек и мужчин в темных кожаных куртках - реалии традиционной и современной жизни цыган.
Однако корреспондент ТИА отправился в поселок к местному барону по приглашению не для того, чтобы узнать традиции этого народа, а чтобы выслушать жалобы и понять – что же тревожит местное население. Поводом для беспокойства цыганского барона Мурши Григорьевича Петровича (это фамилия - прим. редакции) стало задержание на прошлой неделе сотрудниками полиции молодой цыганки Татьяны. Девушка из табора Мурши, ее обвинили в мошенничестве в отношении стариков.
По рассказам пострадавших пенсионеров, к ним в дом приходили две цыганки вместе с ребенком, в жилища они заходили спокойно и с позволения бабушек и дедушек. Женщины звонили в дверь и просили дать ребенку воды, доверчивые старики впускали к себе неизвестных людей, а после их прихода не находили у себя ценностей и денег. По подозрению в участии в данном виде мошенничества и была задержана цыганка Татьяна. Правда, ее отпустили под подписку о не выезде, но цыганская общественность возмутилась.
Мурша Григорьевич рассказывает, что члены его табора ни к мошенничеству, ни к воровству, а тем более к продаже наркотиков и оружия не имеют никакого отношения. По его словам, они зарабатывают честным трудом – продажей металла. С металлом их связывает традиция, ведь именно молдавские цыгане были связаны испокон веку с этим ремеслом. И второе их название «котляры» (от слова котел) об этом говорит. Деды и прадеды были жестянщиками, этим и зарабатывали себе на жизнь.
Мурша Петрович, цыганский барон:
- Мы, цыгане, без наркотиков и против наркотиков. Я хочу сказать, что там, где есть молдавские цыгане, которые живут в таборе, они не занимаются наркотиками. Я не дам никогда, чтобы в таборе у меня торговали, чтобы мой внук или сын сели на иглу.
Савватьевский табор молдавских цыган появился на тверской земле еще в 1964 году, с тех пор так здесь и осел. Сначала семью возглавил отец Мурши, затем его родной брат, и вот уже 10 лет в поселке правит он, он же и контролирует, кто, чем и как занимается. Мужчины летом работают на строительстве дачных и жилых домов, а зимой занимаются покупкой и сдачей металла. Женщины здесь в основном безграмотные, а потому деньги приходится зарабатывать либо ручным трудом на производстве, либо гаданием.
- Женщины мои гадалки, и это потомственное. Мужчины у меня работают по договоренности на дачах летом, а зимой скупают металлолом, а потом его продают. На это мы и существуем, мы не воруем – это самое главное. Для нас закон един, что для русского человека, что для нас, потому что мы живем в России, и мы хотим себя ощутить тоже россиянами. Мы граждане России и живем здесь. Мы тоже хотим, чтобы для нас была применима защита прав человека, и согласно конституции, мы тоже должны быть защищены от произвола, - говорит цыганский барон.
Что творит с нами РОВД: Центральный, Пролетарский, Заволжский - они задерживают цыганок, так как они гадалки. Я не против того, чтобы ее задержали, если она совершит что-то незаконное. Но не надо обобщать всех цыганок. Вот идут, например, мои ребята по городу, они просто идут по своим делам, их задерживают в магазинах, на рынках, в больницах.
Однако и на производство, на тяжелый ручной труд цыганкам устроиться нелегко, жалуется жена барона Лариса Петрович. Все их представительницы слабого пола состоят на учете в Центре занятости. Когда появляется подходящая вакансия, им таковые предлагают. Но не цыганка в итоге отказывается от работы, жалуется женщина, а работодатель, увидев пышные юбки, сразу же открещивается от такой соискательницы.
- Наши женщины ходят гадать от того, что им нечем кормить детей. Моя дочка пошла и купила себе санитарную книжку, чтобы устроиться на работу, но их нигде не принимают, как видят их в юбках, так сразу нет работы. Мы молдавские цыгане-котляры, которые занимаются металлом, мы никогда на меняем свой образ. Замужняя женщина у нас не имеет права одевать штаны или русскую юбку. Мы все время ходим в своих длинных юбках, мы не будем подстраиваться!, - говорит Лариса Ристовна Петрович
По мнению местных обитателей, им мало того, что не дают работать, так еще и «вешают» на них массу преступлений. Воровство, мошенничество и даже грехи потяжелее. Барон Мурша уверяет - его люди такого сделать не могут. Они всегда следовали и будут следовать букве российского закона, проблемы им не нужны.
- Есть цыгане, так называемые «отшибные», это семья в несколько человек, это другие цыгане, другой национальности, они бесконтрольные, а потому они могут заниматься и торговлей наркотиков, и оружия, и мошенничеством, и воровством. В любой нации есть люди, которые живут для себя - и у крымских цыган, и у русских цыган. Это люди, которые живут для своего блага: машины, дома хорошие. Таких надо привлекать.
Табор цыган Мурши Петровича довольно крупный – это 106 взрослых человек, а вместе с детьми табор становится в два раза больше, это порядка двухсот человек. Вероисповедание – православное, молдавские цыгане ходят в православные церкви и крестят детей.
Помимо всего прочего, они еще и творческие личности, рассказывает Мурша Григорьевич. С 80-х годов в таборе создан семейный цыганский ансамбль «Чаран». Неоднократно он становился победителем различных фольклорных конкурсов и часто принимает участие в концертах не только городского, но и международного уровня. Многочисленные дипломы и грамоты – явное тому подтверждение.
Мурша Петрович говорит, что они себя ощущают такими же гражданами России и тверичанами в том числе, ведь на этой земле они уже 50 лет как пустили корни. Закон они не нарушали и нарушать не собираются, единственное, о чем просят – лояльности по отношению к ним как со стороны полиции, так и со стороны властей, а также простых граждан.