Выпускница Строгановки создала проект по восстановлению тверского Речного вокзала

22 Июля 2024, 11:05

В начале июля 2024 года студентка РГХПУ имени С. Г. Строганова Екатерина Гордик защитила диплом на тему "Проект интерьеров Речного вокзала в городе Твери". Работа над дипломом велась почти год. При выборе темы Екатериной двигало желание восполнить культурное наследие Твери, вдохнуть в вокзал новую жизнь и подарить людям место, где они смогут приятно провести время и организовать свой выходной досуг.

Речной вокзал был одной из главных построек города, который ежедневно встречал сотни людей. 7 августа 2017 года в Твери часть здания обрушилась, его огородили забором. Местные власти порассуждали о будущем исторического памятника, и пока что, спустя семь лет, он всё в том же плачевном состоянии. 11 июля 2024 года губернатор Тверской области Игорь Руденя прокомментировал исключение Речного вокзала из реестра памятников во время прямого эфира и сказал, что работы по восстановлению планируют начать в следующем году, а закончить хотят в 2026-м.

Глава региона предложил активным жителям региона поучаствовать в распределении внутренних пространств здания. Будущий проектировщик Екатерина Гордик предложила своё видение того, как должен выглядеть и функционировать Речной вокзал. В своем проекте Екатерина стремилась сохранить культурно-историческую составляющую здания, сочетать стилистику прежних интерьеров, дополнив их современными принципами дизайна.

Начинающий дизайнер закончила университет по специальности "Художественное проектирование интерьеров". В своей работе она не рассматривала ни оценку пассажиропотока, ни логистику водных судов, также не касалась какой-либо финансовой составляющей работы Речного вокзала. 

В ходе проектирования дизайнер взяла основные общественные пространства цокольного, первого, второго и третьего этажа. С особым вниманием она проработала:

  • Сувенирный магазин и пространство рядом с ним
  • Кафетерий на цокольном этаже
  • Главный вестибюль парадного входа со стороны города
  • Зал ожидания
  • Зону касс
  • Кафе на первом этаже
  • Зал ожидания на втором этаже
  • Главный ресторан с панорамным видом

Также Екатерина разработала генплан с прилегающей территорией со стороны города и набережной. По мнению дизайнера, Речной вокзал должен оставаться вокзалом, откуда жители смогут путешествовать в другие города. 

Главный вестибюль

Основная концепция проектирования строилась на сохранении исторического облика интерьеров и создания нового художественного образа вокзала. Попадая в пространство главного вестибюля 1-го этажа, посетители могут погрузиться в эпоху 1930-х годов. Входная зона украшена декоративным мозаичным панно. Пейзажи связаны со старинным образом города. Интерьер вестибюля создавался по материалам из архива.

За счет больших окон в вестибюле будет много дневного света. Центральная часть стены выделена глубоким синим цветом, по краям - сделана абстрактная мозаика с видами Твери. На обоих панно силуэтом читается мост как один из главных элементов города на реке.

Кассы

Главные общественные пространства на вокзале перетекают друг в друга. Из вестибюля можно пройти в зону билетных касс, которые разделяют туристические потоки на две части. Кассы располагаются зеркально, отдельно друг от друга. Их планировка не менялась и была заимствована из первоисточника.

Сама зона касс не имеет много места и нацелена на продажу билетов для речного транспорта. Через нее можно пройти в зал ожидания на первом этаже.

Зал ожидания

​Зал спроектирован так, чтобы его можно было пройти сразу со стороны двух касс. Он просторный, светлый, с видовыми окнами. Оконные проемы обрамлены в деревянные откосы из светлого дуба с мраморными подоконниками. Лавки из металла, повторяют геометрию стены. Функцию освещения также выполняют накладные светильники. Радиаторы закрывают декоративные решетки, выполненные в цвет откосов. На стене также есть фрагмент мозаики с видами города.

В центре зала располагается парадная лестница на второй этаж, там есть второй зал ожидания.

Его интерьер воссоздан по первоначальному проекту, эта часть вокзала подверглась наиболее серьезному разрушению, в отличие от остальных помещений. Потолок украшен балками с декоративными элементами, по периметру расставлены накладные светильники. Ближе к лестнице располагаются аркады. На стенах - декоративная штукатурка, оконные проемы - с классическим обрамлением, подоконники из мрамора. Помещение сделано в стиле сталинского неоклассицизма, такой интерьер был воссоздан по фотоматериалам из архивов.

Кафе на первом этаже

В Тверецком (правом) крыле располагается кафе площадью 125 квадратных метров. Помещение имеет вытянутую прямоугольную форму. Основной цвет - насыщенный глубокий зеленый, символизирующий речной пейзаж. В центре находится бар, по краям которого оборудована скрытая подсветка. Над ним установлена мозаичная абстракция. 

Сувенирный магазин

В правом крыле здания находится сувенирный магазин. Арочное остекление соединяет его с общим коридором. Центральная стена украшена ручной росписью, посвящённой реке Волге. Интерьер сделан в светлых тонах, на стенах декоративная штукатурка, на полу - крупноформатный керамогранит, стойки сделаны в нестандартной геометрической форме. 

Панорамный ресторан

Поднявшись на третий этаж, можно попасть в панорамный ресторан в бельведере. Его площадь - 260 квадратных метров. Исторически именно здесь располагался главный ресторан, позднее его перенесли в зону зала ожидания на 2-м этаже. В центре стоит белый рояль. Специально для него была выделена зона живой музыки отдельным выступом, который является небольшой сценой для музыкантов.

Купол ресторана расписан под облака, на нем установлена закарнизная подсветка. Столики, расставленные по кругу, позволяют размещать до шести гостей за одним столом. Панорамное остекление открывает перед гостями живописный вид на стрелку, старинные доходные дома 18-ого века и окружающуюся природу.

Набережная и главный вход

Сейчас площадка перед входом никак не обустроена. В своей работе автор постаралась сделать ее максимально удобной и презентабельной для посетителей - были спроектированы зоны, которые не обособлены от вокзала, а дополняют его.

В центре находится небольшой сквер с лавочками. По краям стоят конструкции из окрашенного металла с навесом. Внутри расположены экстерьерные сидения разных форм, снаружи - клумбы.

Также дизайнер поработала территорию набережной, спроектировав её так, чтобы она была продолжением Речного вокзала. В центре предусмотрена открытая площадь с обзором на пристань. Всего на набережной четыре спуска, есть небольшой сквер. По периметру выступов высажены молодые деревья, которые не закрывает обзор, как раньше.

Как отметила студентка в беседе с корреспондентом ТИА, за те 6 лет, что она училась в Строгановке, никто не решался взять проект по транспортным узлам в Твери. "Мне хотелось показать, что в наши дни можно создать синтез истории и искусства. И главное - возродить место, которое стало бы общественным центром города" - отмечает дизайнер.

В тексте представлены только отдельные спроектированные локации исторического памятника в очень кратком сжатом варианте.