Вот уже почти два года в Твери сотрудники Музея Козла и его партнёры – девушки-гусляры из ансамбля "Полюбить свою землю" – активно борются с нецензурной бранью в среде молодёжи. Автором и главным воплотителем проекта выступает тверской историк Владимир Лавренов. А сам проект называется Фестиваль нравственной реконструкции "Антиматный бастион". Откуда же пошло сквернословие, какие существуют мифы о русском мате, каковы последствия для самих матерщинников и как же победить греховное "гортанобесие"?
Идея на возведение "антиматного бастиона" зрела у Владимира Лавренова давно, а вдохновение пришло после прочтения книги митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана "Правда о русском мате". Как говорит Владимир Ильич, эта брошюра должна стать настольной книгой каждого учителя. Владыка Митрофан – человек с непростой судьбой, он бывший офицер, капитан II ранга в отставке. Конечно, с матерщиной он постоянно сталкивался на флоте, и однажды чаша терпения переполнилась.
Условно можно выделить две ситуации, когда человек нецензурно выражается: либо это брань в адрес конкретного индивида с целью оскорбить и унизить, либо же мат используется бездумно, в качестве слов-паразитов, связок в тексте, потому что словарный запас маленький и речевая культура весьма скудна. В таких случаях говорят в шутливо-горделивом тоне": "Мы матом не ругаемся, мы на нём разговариваем". Хотя гордиться здесь вот уж точно нечем. Тем более, что русский мат в основном имеет сексуальный скабрезный подтекст.
- Льющиеся потоки мата со всех углов и щелей откровенно уже достали. К тому же постулат о том, что русские люди издревле ругаются матом – это миф. На самом деле, русский народ не сквернословил. Более того, большинство населения до определённого момента проживало в деревнях, а русские деревни были свободны от мата. А тот, кто позволял себе употреблять подобные выражения, был маргинал. Всё, что связано с матерщиной, культом брани, её масштабным распространением, появилось в советское время. Любая революция, помимо всего прочего, выбивает традиционные опоры. Одна из этих опор касается семьи, когда человек не знает историю рода, своей страны, теряет историческую и семейную память. Скажем, вы можете назвать фамилию, имя, отчество своих прадедушек и прабабушек? В большинстве своём люди не могут это сделать. Лишившись опор, человек ищет им замену – например, в виде другой лексики, в алкоголе, не в вере, а в лозунгах и пустословье. Кстати, революционные вожди, чтобы разговаривать с пролетариатом и революционными массами на понятном им языке, тоже употребляли мат.
Отсюда мы имеем ещё одно отвратительное явление, дошедшее до наших дней, – порочная лексика вошла прочно в управленческую систему, когда руководители и начальники разного уровня позволяют себе кричать и материться на подчинённых, хоть на гражданке, хоть в армии. Но в дореволюционной России офицеры русской армии и флота не позволяли себе нецензурную брань, говорит Владимир Лавренов. Конечно, были частные случаи, но в исключительном порядке.
Или ещё пример…на сегодняшний день найдены 1154 берестяные грамоты. А матерные слова встречаются только в четырёх из них!!! При этом берестяные грамоты – это неофициальная личная переписка. А теперь попробуйте представить сообщения в мессенджерах в наши дни и сколько там будет мата?!
- Вот такие мифы надо развенчивать, дать человеку надежду и понимание того, что наш родной язык – богатейший и красивейший, мы страна русского языка и русской культуры, а не мычания или сквернословия.
А как же быть с матерными стихами наших классиков? Есть же нецензурные вирши у Маяковского, Есенина, мат встречается у Пушкина, Бунина, а Лев Толстой на склоне лет вообще не стеснялся использовать крепкие выражения. Как к этому относится? С жалостью, говорит Владимир Ильич. При всех достоинствах и гениальности наших классиков они были обычными людьми с их слабостями, пороками и проблемами. Но важно понимать, где и при каких обстоятельствах они позволяли себе матерщину. Пушкин и Лермонтов матерные стишки и эпиграммки писали только для узкого круга. Они не предназначались для публикации, как и личная переписка. Или, скажем, Некрасов был прекрасным рассказчиком и обожал делиться своими охотничьими историями, но, по воспоминаниям современников, если в компании гостей присутствовала его супруга, то он непременно просил: "Зина, душа моя, выйди, я должен скверное слово сказать". Лев Толстой ругался матом на склоне лет, компенсируя ощущение старости и полового бессилия. Так что у писателей всё сложно и одновременно всё просто.
Вот об этом всём и рассказывает Владимир Лавренов своим слушателям – школьникам и студентам, когда приходит к ним в учебные заведения и читает лекции. Хотя лекциями эти мероприятия сложно назвать – там нет скучного бубнёжа, зато там масса полезной и интересной информации с яркими примерами и доказательствами, не монолог, но дружеская беседа. Например, когда человек ругается матом, он, по сути, посылает проклятия, в том числе, проклинает самого себя. Здесь уже мы говорим о силе слова как такового, которым можно излечить, а можно покалечить или убить. К словам нужно относиться очень бережно.
- Структура проклятия такова, что удар наносится не только по тому человеку, которого проклинают, но и по самому проклинающему. Кроме того, слова имеют свою энергетику. Когда мы говорим скабрезности или матерные слова, то они засоряют "атмосферу", так как слова обладают особой силой. И атмосфера грязных слов нас отравляет, это как с пассивным курильщиком. Ещё один важный момент: в своём время Аристотель заметил, что человек, который сквернословит, всегда будет проявлять склонность к совершению дурных поступков. А девушкам я говорю так – не выходите замуж за молодого человека, который сквернословит, особенно при вас – он будет бить или проявлять насилие, унижать. Очень подходящее слово применительно к матерщине – "сквернословие", с точки зрения христианской морали нецензурная брань - это грех, "гортанобесие". Матерная традиция связана с язычеством, которое очень романтизировано – девушки в венках, прыжки через костры и т.д. На самом деле надо трезво воспринимать языческую культуру. А матерщина пошла от колдовства и магии, то есть имеет злое начало, - подытожил Владимир Лавренов.
В рамках проекта Фестиваль нравственной реконструкции "Антиматный бастион" работа ведётся по нескольким направлениям. Во-первых, это беседы и встречи с молодыми людьми. Во-вторых, это поиск альтернативы. Ну, есть же такие ситуации, когда хочется откровенно выругаться, выпустить пар. Что же делать? Можно использовать антиматный словарь по замене ненормативной лексики, который подготовили организаторы проекта. Скажем, хорошо подойдут термины из сферы коллекционирования, научные понятия. "Ангидрид твою перекись марганца!". В-третьих, существует неформальное русское народное движение "Антимат". Вступить в него очень просто – нужно захотеть, заявить о своём намерении, назвать имя, ему пожимают руку…и всё. Правда, нужно дать себе посильный зарок – воздержаться от матной ругани на какой-то срок, а потом ещё на срок, и ещё…в общем, отказаться от нецензурной брани. В-четвёртых, организаторы проекта планируют выпустить наклейки на автомобили соответствующей тематики, оформить фотозоны и даже провести общегородское событие или антиматный фестиваль, концерт и т.п.
Ещё одно важное направление – антиматные частушки, которые исполняют участницы ансамбля "Полюбить свою землю". В его составе четыре подруги - Мария, Анна, Екатерина, Ксения. Они поют на улицах, в Музее Козла, горсаду, а также на разных площадках города, куда пригласят или позовут. Сейчас в репертуаре 35 антиматных частушек. Кто их автор? Народ! Кстати, если вам пришёлся по душе жанр частушек – сочиняйте и присылайте участницам ансамбля.
Девчата в ансамбле играют на одном из самых древних русских инструментов – девятиструнных гуслях, которые изготовили мастера мануфактуры "Мир гуслей".
Зрители и слушатели реагируют на антиматные частушки довольно благожелательно и с интересом, а некоторые даже вдохновляются и дают зарок матом больше не ругаться. За полтора года не встретился ни один человек, который бы отреагировал на выступление негативно.
- У нас сложилось такое впечатление, что молодые люди матерятся, потому что им никто ничего не говорит – не делает замечаний, вообще окружающие не реагируют на нецензурную брань, воспринимая это как должное. Дети и подростки сами удивлены, что оказывается, сквернословить нельзя. Они реально не понимают и не знают, что с этим делать. Они даже в некотором замешательстве – как же так? Они на мате разговаривают, и ни у кого из окружающих не вызывает это протеста. А на самом деле молодёжь ждёт нашей помощи в виде нашего несогласия, - рассказала Мария.
Главная идея – не просто борьба с матом, но и формат её воплощения: это не назидательные нравоучения, которые, скорее всего, вызовут только новый поток брани, а нужно донести до аудитории мораль в необычной, даже шутливой форме.
Ну, и, конечно, в борьбу с матом вступил сам тверской музей Козла. Его посещение и знакомство с экспозицией поможет также избавиться от порочной привычки.