В Новоторжском Борисоглебском монастыре по проекту Николая Александровича Львова был построен главный собор – трёх-престольный Борисоглебский храм, чему есть документальные подтверждения. Также некоторые исследователи считают зодчего и автором проекта Надвратной церкви во имя Спаса Нерукотворного образа с колокольней в этом же монастыре (по совокупности признаков и некоторых исторических данных). Это наш последний материал из цикла "Гений вкуса" о творениях выдающегося архитектора Николая Львова.
Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь - одна из древнейших русских православных обителей. Он был основан преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Слуга благоверных князей после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Название обители связано с именами русских князей Бориса и Глеба, в честь которых и был заложен первый каменный храм.
- Археологи мечтали найти этот домонгольский собор. 1015 год – дата гибели Святых князей Бориса и Глеба, боярин Ефрем оставляет княжескую службу и в 1038 году основывает монастырь. Как это может быть в XI веке? Учёным хотелось найти материальные свидетельства древности собора, который стоял на месте львовского храма. Археологи закладывали шурфы при укреплении ползущего склона и нашли куски строительного материала от древнего храма – блоки стен, столпов, даже с элементами фресок. Находили кирпичи со знаком Рюриковичей, с процарапанным планом церкви, с отпечатком козьего копытца. Это говорит о том, что плинфу, обожжённые кирпичи, делали здесь, то есть было обустроено производство кирпичей. По размерам и особенностям этой плинфы археологи сделали вывод, что строила храм артель смоленских зодчих (в Смоленске сохранилось три домонгольских храма). Таким образом, мы получили неопровержимые доказательства того, что здесь действительно стоял храм домонгольского нашествия, то есть в конце XII - начале XIII века здесь был каменный храм. Но их строили, как правило, на месте деревянной церкви. Получается, что предания об основании обители в XI веке – это не легенда, а исторический факт, - рассказывает член ученого совета Всероссийского историко-этнографического музея, экскурсовод Ирина Чичкина.
Новый каменный Борисоглебский собор начали строить на месте снесённой в 1784 году прежней каменной церкви, построенной основателем обители Ефремом Новоторжским. Это была древнейшая святыня, и разобрать церковь решили только потому, что здание сильно обветшало и грозило обрушением. Проект будущего храма было поручили сделать зодчему Николаю Львову, который уже построил на тот момент Петропавловский храм в Переслегино (Загорье), а ещё ранее начали возводить по проекту архитектора храм в Могилёве. На церемонии начала строительства нового собора присутствовала сама императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 года она заложила первый краеугольный камень.
Главный престол был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правый (южный) придел - во имя преподобного Ефрема, левый придел — (до 1841 г.) во имя св. Екатерины, а позже, как и в древнем храме, переосвещён вновь во имя преподобного Аркадия, ученика Ефрема.
Борисоглебский собор был наряден и торжественен, фасады украшала фресковая роспись, автором которой был талантливейший живописец Владимир Боровиковский, он же занимался отделкой интерьеров собора, писал все малые и большие иконы в храме. Иконостас был сооружен деревянный, резной, покрыт червонным золотом. И в то же время интерьер собора, как и его внешний облик, отличался строгой и благородной изящной простотой, в которой главную роль играли даже не росписи, а пространство, залитое светом. Храм поражает своей "монументальной лёгкостью", представляя собой сплав греко-византийских идеалов екатерининской эпохи.
- Борисоглебский собор в Торжке снаружи строгий, даже где-то закрытый, сдержанный, не крикливый, а внутри ощущается невероятная лёгкость, - считает искусствовед Ольга Альтер, соавтор заявки "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова".
Изнутри собор кажется выше и больше. Купол не довлеет, а парит над пространством храма, пронизанным лучами света. Даже в пасмурные день в соборе так светло, что создается ощущение прозрачности и воздушности стен. Хотя на самом деле они очень толстые. Шутка ли, храм простоял больше двухсот лет, пережил революцию и войну, много лет здание служило тюрьмой строгого режима и может простоять ещё не одну сотню лет. За годы эксплуатации собор несколько раз ремонтировали, и исходные росписи были перекрыты. Но сейчас они местами обнажились. Проступили лики, которые взирали на первых прихожан собора, возведённого по принципам античной ясности и простоты чётких форм.
- Во второй половине XIX века классицизма будет много. Но для 1785 года, когда этот собор был заложен, это было нечто невероятное. Это самая ранняя чисто классическая постройка в Тверской области, да и не только в ней. Современники увидели собор и захотели такое же. И таких подражаний было несколько. Они воспроизводились в усадебных церквях, в Бравкове Старицкого района, например, в Прямухино. Вы встретите десятка полтора церквей с похожими формами. Борисоглебский собор поражал не только своим внутренним убранством, но и продуманностью. Он хорошо отапливался и был способен вместить довольно много прихожан. Игра света, система вытяжек - всё было досконально продумано автором проекта, - говорит тверской историк-краевед Павел Иванов.
В 1839-40-х годах храм был обновлён, переделан и заново освящен.
- Цветовая гамма стала довольно тёмной (желтовато-розовое покрытие колонн сменили на зеленовато-синее, а тон стен со светло-палевого - на сероватый), добавили элементы мелкого орнамента в духе русско-византийского стиля. Особенно переделки исказили алтарную часть - небольшой ротондальный иконостас с иконами кисти В.Л.Боровиковского заменили на большой, в стилистике барокко, с дополнительными образами, - рассказывает исследователь усадебного искусства Вадим Разумов.
К огромному сожалению, до наших дней сохранилось только здание пятикупольного собора, внутренне убранство храма почти всё погибло. Однако, сегодня собор в начале пути реставрации и восстановления.
В 1811 году в Новоторжском Борисоглебском монастыре была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней, часами и святыми воротами взамен существовавшей здесь Надвратной Крестовоздвиженской церкви 1684 года. Строилась она 7 лет (с 1804 года) без государственных денег, в основном на монастырские сбережения. По мнению некоторых исследователей, в основу был положен проект архитектора Н. А. Львова, хотя возводили храм уже после смерти зодчего. По факту, чертежи, представленные в Тверскую консисторию, были подписаны архитектором Андреем Васильевичем Фоминым, который с 1782 года работал под руководством Николая Львова. На начальном этапе строительства надзор осуществлял тот же архитектор Фомин.
А.Н. Греч в статье "Арпачёво", опубликованной в "Сборнике Общества изучения русской усадьбы" в 1927 году, авторство этой церкви приписывал Львову. Косвенные доказательства того, что Надвратная церковь – это львовский проект, привела архитектор-реставратор О.И. Брайцева в коллективной монографии "Архитектор Н. А. Львов", изданной в 1961 году. Этого же мнения придерживается и торжокский историк-краевед Н.А. Лопатина.
Например, исследователи отмечают общность объёмного построения Надвратной церкви с церковью в селе Мурино, построенной по проекту Н. А. Львова в 1786 –1790 гг.: оба здания имеют три яруса - первый ярус представляет собой собственно храм, второй – башенная колокольня со звонницей, третий - бельведер-ротонда.
- Всё же Н.А. Львов был автором идеи такого многоярусного храма, а воплотили эту идею в жизнь уже после его смерти архитектор А. В. Фомин и опытный строительный подрядчик из новоторжских купцов Ф. Ф. Ананьин. – считает Нина Аркадьевна Лопатина.
В декабре 2023 года в надвратной церкви закончили реконструкцию: освятили и устанавливали кресты, невероятной красоты иконостас, башенные часы, восстановили лепнину, законсервировали фрески. В настоящее время завершаются работы по оформлению убранства храма.
Фото из архива ТИА.