Тверской области бесконечно повезло – у нас есть памятники – усадьбы, храмы, мосты, - возведённые выдающимся архитектором-палладианцем Николаем Львовым. Гений Николая Александровича блистал и в других науках и искусствах: он был историком, садоводом, поэтом, переводчиком, музыкантом… Его наследие велико и бесценно, поистине – народное достояние. Но вот творениям Мастера совсем не повезло – большинство из них в удручающем руинированном состоянии, что-то и вовсе безвозвратно утеряно. А ведь есть реальная возможность сохранить для потомков величественные памятники "русского Леонардо" - включить их во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
О том, что для этого необходимо и что это даст в итоге тверскому региону, рассказал Арсений Петров, кандидат искусствоведения, соавтор заявки "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова".
Предварительная заявка о включении наследия Николая Львова в список ЮНЕСКО в Министерство культуры РФ была направлена около года назад. В мае текущего года Минкульт её согласовал. В серийную номинацию входят: историческая застройка центра Торжка, а также усадьбы в Черенчицах, Арпачёво, Прямухино, Райке, Владимирский храм в Горницах, Петропавловский храм в Переслегино, валунный мост в Митино. Теперь переведённую на английский язык заявку должны передать в МИД России, а оттуда - в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже.
Включение наших памятников в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это, конечно же, не только вопрос престижа.
— В первую очередь, это приоритетное федеральное финансирование на реконструкцию или консервацию памятников архитектуры. Понятно, что такие расходы региональному бюджету не потянуть, но заявка статус Всемирного наследия ЮНЕСКО позволит обеспечить уже государственное финансирование, как это в своё время было сделано в Кижах, Новгороде, Пскове, Татарстане.
А далее выходят на первый план экономические выгоды региона, ведь на этом можно зарабатывать, особенно местному населению. Развивать инфраструктуру для принятия туристов, построить дорогу, мотель, кафе, проводить экскурсии, разработать и презентовать новый туристический маршрут, проводить различные фестивали и культурные мероприятия.
- На самом деле включение в список ЮНЕСКО любого регионального объекта, о котором мало известно на общероссийском уровне, - это, на мой взгляд, - потрясающая возможность для развития территорий. Скажем Торжку, помимо собственно сохранения памятников архитектуры, это может дать толчок для обустройства инфраструктуры – строительство дорог, обустройство уличного освещения, благоустройство территорий. То есть улучшится уровень жизни местного населения.
В качестве примера можно привести остров-град Свияжск в Татарстане. За несколько лет поток туристов вырос в 100 раз! Свияжск в 2010 году посетило 7 тысяч. туристов, а в 2019-м — 667 тысяч. При этом гости были из 62 городов России и 46 зарубежных стран. По сути, это результат работы местной власти и, в том числе, включения памятника в список ЮНЕСКО.
Отправка заявки в МИД РФ, а затем в Париж ещё не гарантирует автоматического процесса включения памятников Тверской области в список ЮНЕСКО.
— Мы прошли важнейший этап официального утверждения заявки, признания ее научной и практической состоятельности, а вот дальнейший успех зависит от политической воли и усердия местных и региональных управленцев. Им надо уже включать работу над составлением окончательного номинационного досье в планы ближайших лет, закладывать на это не такие уж значительные расходы в бюджет, которые окупятся сторицей, - говорит Арсений Петров.
Для составление номинационного досье, согласно требованиям ЮНЕСКО, необходимо создать рабочую группу из представителей властей и местных сообществ. В мировом понимании сохранение культурного наследия - общее дело, и привлечь необходимо как можно больше действующих сил - волонтёрские организации, представителей туристического бизнеса, церковь.
На самом деле нельзя сказать, что сейчас ничего не делается для спасения львовской архитектуры. Запустились большие реставрационные программы в Борисоглебском монастыре и центре Торжка. Почти каждая из львовских построек в Тверской области имеет свои особые группы защиты: Прямухинская вольная артель расчищает и поддерживает парк, проект “Консервация” включает их в свои программы, фонд “Белый ирис” собирает деньги на храм в Переслегино, наконец-то начались работы в Горницах, создаётся мемориальный музей в Никольском. Однако собственных сил вывести эти памятники из аварийного состояния у волонтёров и градозащитников точно не хватит. Им нужна системная поддержка государства, планомерное финансирование, а значит разработанная региональная программа. Составление номинационного досье должно проходить одновременно с проведением реставрационных работ, причём высокого уровня: это должна быть деликатная научная консервация с использование аутентичных материалов. Как поясняет Арсений, сейчас мировые тренды не в том, чтобы тратить все деньги на приведение к тому, как было, а в том, чтобы представить памятники в их аутентичном подлинном виде, пусть и с некоторыми утратами.
— К огромному сожалению, пока никакой заинтересованности региональных властей в этом процессе нет. Новость о включении Торжка в ЮНЕСКО можно прочесть на сайте МИД России, но ни одним словом об этом не обмолвился пока ни один тверской чиновник. Петицию за заявку подписали руководители нескольких крупнейших российских институтов, президент Академии архитектуры и строительства, но на настоящий диалог с ними никто не пошёл. Пока нет ни единого намёка на то, что реализация проекта ЮНЕСКО воспринимается как важная задача по развитию экономики туризма в Тверской области и спасению культурного наследия.
В 2023 году мы будем отмечать две юбилейные даты – 270 лет со дня рождения и 220 лет со дня смерти архитектора. И включение его творений в список Всемирного наследия ЮНЕСКО станет весьма значимым и знаковым событием.