В июне-июле бригада из четырёх медиков клиники Тверского медуниверситета работала в Мариуполе – они поехали в качестве добровольцев на помощь своим коллегам. Среди них была и Марина Ивановна Дворяшина - хирург с 25-летним стажем. Доктор рассказала корреспонденту ТИА о работе в мариупольской больнице, о том, что происходило месяц назад в городе.
Марина Дворяшина заканчивала Тверской медицинский университет, затем - интернатуру, ординатуру в торакальном отделении 6-й горбольницы, трудовой путь начала в 7-й горбольнице, а с 2004 года работает в университетской клинике при ТГМУ. Как это часто бывает, профессию выбрала по призванию: ведь многие будущие медики с детства мечтают быть врачами. В семье медицинской династии не случилось – оба родителя были инженерами, но Марина стала хирургом. Теперь с благодарностью вспоминает и говорит о своих учителях: бывшем завотделением хирургии седьмой горбольницы Иване Фёдоровиче Конюхове и бывшем главвраче шестёрки Алексее Юрьевиче Садове.
- Я с самого начала хотела быть хирургом. Почему? Потому что, в отличие от моих коллег других специальностей, мы видим результат своей работы очень быстро. Зачастую после операции спустя несколько дней пациент идёт на поправку, ты понимаешь, что помог ему и вылечил. Видеть итог своих стараний и усилий - огромная мотивация.
Работала Марина Ивановна и в экстренной хирургии, и в плановой, и во время пандемии коронавируса. Сейчас в клинике ТГМУ работы хватает – там пять операционных, операции выполняются по различным направлениям; это и урология, гинекология, сердечно-сосудистая хирургия, ЛОР, офтальмология и др.
Родом тверской хирург из Мариуполя, где они жила с семьёй вплоть до поступления в Калининский мединститут. Поэтому, когда руководство клиники объявило в июне о наборе добровольцев по линии МЧС на помощь мариупольским врачам, никаких сомнений не было – Марина Ивановна, конечно же, согласилась. Со своими коллегами – урологом Русланом Сулеймановым, операционной медсестрой Светланой Морозовой, медсестрой ПИТ Валентиной Герасимовой - 14 июня отправились на три недели в служебную поездку, которая вышла очень непростой: пришлось работать практически в круглосуточном режиме – ночами спали по 2 часа, больных, в том числе с очень тяжёлыми заболеваниями, было много.
Дорога была многоступенчатой: сначала поездом до Ростова, затем на автобусе до таможенного терминала, после за тверской бригадой приехала скорая помощь и довезла их до места работы и жительства – областной больницы интенсивного лечения в Мариуполе. На тот момент это была единственной действовавшей больницей в городе. Потом уже в пригороде Мариуполя открыли Детскую инфекционную больницу. А перед отъездом тверских врачей заработал онкологический стационар.
- Мариуполь – город большой, раза в два больше Твери, он вытянутый вдоль побережья, очень красивый. Город-порт с набережной, каштановой аллеей, ласковым морем. Таким я его запомнила. Конечно, увиденное произвело неизгладимое впечталение – разрушенные здания, брошенные многоэтажки, разбитые дороги, закрытые магазины, пустынные улицы… Это же ведь моя Родина, так живы ещё воспоминания из детства и юности. Наш дом был недалеко от "Азовстали", сад с черешней, персиками, абрикосами, виноградом, заканчивала я 21-ю школу, местные сказали, что в неё снаряд попал. Но жизнь в город постепенно возвращается, она и не останавливалась. Ещё при нас начали восстанавливать дома, расчищать дороги, даже пустили первые городские автобусы. Активно разбирают завалы. В городе работали саперы – они обезвреживали оставшиеся неразорвавшиеся боеприпасы.
Конечно, для медиков провели инструктаж по безопасности, посоветовали не ходить по городу. Впрочем, врачам и медсёстрам было и не до этого – сразу навалилось много работы. Мариупольские медики были рады помощи коллег, а добровольцев приезжает туда немало – из разных городов России.
Тверских врачей и медсестёр поселили в одной из палат травматологии, на третьем этаже. Сама больница большая, девятиэтажная. Правда, не все отделения на тот момент работали, потому что на 4-й этаж попал снаряд, многие окна в здании были выбиты. Но летом в Мариуполе тепло. Действующего водопровода тогда тоже ещё не было – воду в цистернах подвозили на нужды самой больницы, а также местных жителей.
Питались медики вместе со своими пациентами, ели, что готовили на больничной кухне – первое, второе и компот, благо своих фруктов в Мариуполе с избытком. И, как говорит Марина Ивановна, кормили хорошо. Жили дружно, поддерживали друг друга.
Обращений к врачам за помощью было очень много: были пациенты с обширными минно-взрывными ранениями, ожогами, так как стали готовить на примусах, с бытовыми травмами, переломами, обострились хронические заболевания. С утра Марина Ивановна вела приём в поликлинике, куда приходили местные жители по 60 человек в день – и всех надо принять, абсолютно всех, а затем смена продолжалась в стационаре, в приёмном отделении.
- Тяжело было очень работать, но не физически – мы к этому привыкли, а морально, потому что люди, местные жители, были напуганы, измождены, уставшие, у каждого своя беда. Они приходили на приём и каждый рассказывал о своей жизни, о своей ситуации. Особенно пожилые. И каждого надо выслушать, как-то успокоить, а не просто оказать медицинскую помощь. Мы никому не отказывали!
Некоторых тяжелобольных, если была такая необходимость, из Мариуполя госпитализировали в Донецкую больницу. Так как при некоторых ранениях у людей были большие кровопотери, то, конечно, нужны были запасы крови. Тверские медики и тут приходили на помощь – вместе с другими донорами-добровольцами сдавали кровь.
По словам Марины Ивановны, в Мариуполе также активно восстанавливают и медицинскую инфраструктуру. В больнице открывали новые отделения – реанимационное, урологическое, нейрохирургическое, гинекологическое, даже родильное; стали выдавать больничные листы, заработала врачебная комиссия МСЭ для установления инвалидности. За время пребывания тверских врачей несколько местных жительниц родили малышей. Женщины потом приходили с цветами на выписку.
Больнице оказывают большую гуманитарную помощь – привозят медикаменты, перевязочные материалы, открывают аптеки. Также жителям раздают продукты, средства гигиены, необходимые в быту вещи. Один раз, вспоминает врач, даже привезли целый мешок с очками для пожилых людей.
После возвращения из Мариуполя в Тверь Марина Ивановна отработала ещё неделю в родной клинике ТГМУ и ушла в отпуск – обычный, плановый, что говорится, по графику. А в день нашей встречи в редакции отдых уже закончился, и хирург готовилась выйти на вечернюю смену. При прощании она только сказала: "Я вас прошу, не надо делать из меня какого-то героя! Мы просто выполняли свою работу!". А 15 июля в Мариуполь на помощь врачам отправились ещё трое медиков из клиники Тверского государственного медицинского университета.
Фото из личного архива Марины Дворяшиной.