В июле 2021 года был принят закон*, в соответствии с которым в договоре потребительского кредита (займа) запрещается проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Проблема приобретения "чистой" от навязывания дополнительных расходов услуги касается не только потребительских кредитов, но и многих других сфер: покупки автомобиля в автосалоне без "обязательных опций", заказа авиабилетов или оплаты услуг ЖКХ без навязанных страховок и т.п.
Причиной стало большое количество жалоб потребителей на навязывание им дополнительных финансовых услуг. Причём зачастую это происходит "незаметно" для клиента. Пакет документов для подписания (как в бумажном, так и в электронном виде) готовит кредитная организация, и в будущем договоре уже прописано согласие на приобретение дополнительных услуг.
Однако, как правило, подобные услуги не имеют для потребителя отдельной ценности и многие заявляют, что при наличии выбора отказались бы от них - это страховые, юридические, медицинские и иные услуги, которые с кредитом никак не связаны. Также потребители часто указывают в своих обращениях, что сотрудники банка отказываются убрать заведомо проставленные "галочки" даже по просьбе, потому что таковы условия кредитных программ.
Роспотребнадзор привлекает банки к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды соглашаются с позицией ведомства. Действительно, при заключении кредитной сделки банк предоставляет заемщику на подписание анкету-заявление, содержащую заранее напечатанную отметку "V" (согласие) в разделе о страховании. Таким образом, клиент лишён права выбора.
*Изменения внесены в часть 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Указанные поправки вступят в силу с 30 декабря 2021 года.