На днях в смоленском музее нашли картину, которая считалось утраченной и которую долгое время искал меценат Сергей Васильев, восстановивший полуразрушенную знаменитую усадьбу князей Куракиных в Тверской области - имение Степановское-Волосово. Огромное полотно называлось "Соколиная охота", было когда-то главным украшением портретной галереи родового гнезда. На ней была изображена всадница с соколом - княгиня Юлия Федоровна - в окружении детей.
15 лет назад руководитель инвестиционной группы Сергей Васильев приобрел руины усадьбы князей Куракиных в Зубцовском районе Тверской области и начал их реставрировать. Учитывая масштабы имения, правильнее даже называть его дворцом. Основные строительные работы в Степановское-Волосово были завершены в первой трети 19 века. После революции 1917 года усадьба была разграблена, часть коллекции картин и ценностей вывезли в музей. Много досталось старинному имению во время Великой Отечественной войны, после в советские годы здесь располагалась психбольница, а после 90-х дворец стал разрушаться и приходить в упадок, пока его не выкупил председатель совета директоров инвестгруппы "Русские фонды" Сергей Васильев и не начал реставрацию.
Параллельно с тем, как дворянскому гнезду возвращался прежний облик, московский меценат вместе с искусствоведами начал поиск картин, которые раньше украшали дворец князей Куракиных. Многие, более трех сотен, удалось отыскать в музеях страны, но центральная, на которой, по воспоминаниям, князь Алексей Куракин изобразил супругу на коне в окружении детей, казалось, пропала навсегда.
Алексей Борисович Куракин сам обладал талантом живописца, он брал за основу какую-то известную картину (в Париже встречался со многими известными художниками), копировал ее и иногда заменял лица на этой картине на лица своих близких: часто своей любимой супруги Юлии Федоровны.
Недавно Сергею Васильеву удалось отыскать дореволюционный снимок той самой картины из Степановского-Волосова. Искусствоведы определили, что ее прототипом стало полотно Ораса Верне, запечатлевшего княгиню Сайн-Витгенштейн на соколиной охоте. Увидев эскизы из Твери, смоленский реставратор Ольга Куликова вспомнила, что похожая картина хранится в фондах музея.
Полотно Ораса Верне
Увы, состояние картины крайне тяжелое: холст порван в 500 местах, а красочный слой на половину осыпался. Однако реставраторы уверены, что через несколько лет они смогут представить публике возрождённое полотно. Кстати, Сергей Васильев, восстановивший усадьбу княжеской четы в Тверской области, профинансировал и дорогостоящую реставрацию смоленского полотна.