Репрессии в Твери стали сюжетом для пьесы и онлайн-гида

30 Октября 2020, 09:37

В сентябре 2020 года на втором вручении литературной премии имени Натальи Серовой гран-при получила журналист и исследователь Марина Шандарова за пьесу "Я, артист". Премию имени Натальи Серовой организует Фонд развития культуры и спорта "Отчий дом". Это частная премия - детище тверской предпринимательницы и мецената Натальи Серовой. Учредитель премии не дожила до её первого вручения, умерла в 2018 году. В 2019 церемония состоялась впервые.

Одно из главных условий участия в конкурсе на премию – литературное произведение должно быть тесно связано Тверской областью. Ещё важно, чтобы произведение ранее не публиковалось.

Пьеса Марины Шандаровой "Я, артист" позволила автору занять первое место среди 12 сильнейших претендентов. В ней рассказывается о судьбе актёра Константина Никанорова, который в 1940 году играл в тверском театре.

Его коллеги донесли на него, когда он заговорил об убийстве Сталина, и Никаноров отправился в ссылку на пять лет. Первые годы он провёл на лесоповале под Магаданом, затем его перевели в Магаданский музыкально-драматический театр. В Тверь он больше не вернулся.

Конечно, актёр Константин Никаноров не был террористом. И роковые слова произнёс под влиянием эмоций и в шутку. Это случилось, когда ему "нагадали" славу и известность. А он ответил, что славу он может получить только одним способом - убив Сталина. И привёл в пример студента, который покушался на Наполеона.

Пьеса, а это моно-спектакль, документальная. Её действие отражает реальные события, большая часть слов, которые звучат, – реальные слова, скрупулёзно задокументированные следователями НКВД, записанные в письмах. В пьесе также звучат стихи тверского поэта Евгения Карасёва, не понаслышке знавшего, что такое лагеря и тюрьма.

Наверное, никогда больше слова не значили так много, как в годы репрессий. Вот, например: "Наступила кабала, зажали нас так, что дальше ехать некуда". Герой пьесы Константин Никаноров произнёс их, когда обсуждал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года, запрещавший увольнения по собственному желанию. У актёра Никанорова в тот момент рушились самые лелеемые мечты о карьере и славе. Мог ли он знать, что сама его жизнь разрушится после таких неосторожных слов?

- Я начала писать пьесу, потому что наткнулась на дело Никанорова случайно. Оно интересно ещё и тем, что все участники – актёры, и они ведут себя, как актёры. Мне советовали написать пьесу, как процесс в суде. Но мне было интереснее понять, что происходило у Константина Никанорова внутри. В итоге получилась классическая "арка героя". До заключения он был очень хороший молодой человек, симпатичный, прекрасный актёр, у которого не было амплуа – он был хорош в самых разных ролях. Слегка расхлябанный и аполитичный. После ссылки он стал, конечно, другим. Но! Он смог пережить два заключения и остался хорошим человеком.

Марина Шандарова отправила пьесу на конкурс и на успех не рассчитывала, потому что тема сейчас не приветствуется.

- Когда меня спрашивают, почему ты пишешь о репрессиях, я отвечаю, что не пишу именно о репрессиях, я пишу о людях и событиях, а они интересные. Высоцкий примерно так отвечал, когда его спрашивали, почему он пишет о войне. Интересно смотреть на людей, которые что-то пережили. Константин Никаноров, безусловно, был "премьер", играл главные роли, блистал. И, конечно, хотел славы. Его как раз пригласили работать в московский театр, когда вышел указ, запрещающий увольняться. Наверное, это стало той отправной точкой, которая изменила его судьбу.

Читки текста пьесы Марины Шандаровой планируют начать в московском Театр.doc. 

- Хотелось бы увидеть пьесу на сцене театра, особенно тверского, ведь пьеса о судьбе нашего актера и событиях, происходивших в Калинине, - говорит автор.

Хотя первые читки пьесы всё-таки прошли в Твери. Её читали актёры Тарас Кузьмин, Евгения Голубева, Сергей Коноплёв, Игорь Лебедев, Виктория Козлова и студент колледжа культуры Эдуард Костин.

Описываемые события и истории всех причастных стали основой одной из экскурсий онлайн-гида по Твери. Послушать гида, прогуливаясь по центральным улицам города или сидя дома, можно скачав приложение izi.travel на смартфон или по ссылке. Экскурсия называется "Театр времён Большого террора",  начинается она у дома, в котором жил Константин Никаноров, – на пересечении улиц Рыбацкой и Андрея Дементьева. Заканчивается экскурсионный маршрут возле дома №9 на Тверском проспекте. Здесь жил режиссёр театра и близкий друг Константина Никанорова Сергей Виноградов. Его тоже арестовали, но уже после освобождения Калинина. Он умер в Калининской тюрьме.

Экскурсия не захватывает место, где стоял большой деревянный дом актрисы Надежды Гончаровой на улице Каляева. Она выступала на суде со стороны обвинения. Выполняя "партийный долг" как кандидат в члены партии и депутат горсовета Надежда Гончарова "сигнализировала об антисоветских настроениях товарища по работе". К ней, кстати говоря, судьба была благосклонна, в её честь даже назвали одну из улиц в Пролетарском районе Твери.

30 октября – День памяти жертв политических репрессий. В Твери в этот день, как и во многих других городах России, проходит акция "Возвращение имён". Активисты читают вслух имена людей, заплативших жизнями за слова, происхождение, взгляды, а иногда и просто квадратные метры жилья. 

В Тверской области с 30-х по 50-е годы прошлого века репрессировали более 43 тысяч человек

Фотографии Константина Никанорова и Сергея Виноградова из архивов Тверского академического театра драмы.