Андрей Спортик - создатель и владелец первого и единственного в Твери комикс-шопа. Комиксами он увлёкся, когда ему было 6 лет, а сейчас уже 28. За 22 года не были ни дня, когда бы Андрей не погружался в миры жанра, который уже назвали девятым искусством.
- Комиксы – неотъемлемая часть моей жизни, как покушать приготовить. Это потребность. Нет такого дня, чтобы я не читал, не узнавал что-то новое об этом, не создавал, - говорит Андрей.
Он высокий, с яркой внешностью, с тоннелями в ушах и татуировками. Но похож на Питера Паркера или Гарри Поттера, другими словами, славного юношу, который получил хорошее образование и воспитание.
Мы разговариваем в магазине комиксов, который прячется в переулке на Трёхсвятской улице. Такое расположение свойственно комикс-шопам, поясняет его владелец. Они скрываются в подвалах, закоулках, в общем – не на виду.
Фасад магазина полностью заполнен рисунками. Автор мурала с трафаретными контурами героев комиксов и знаменитых людей – Елена Калькова, художник из Твери, которая сейчас живёт и учится в США. Больших персонажей в цвете нарисовали другие тверские художники. Недавно фасад крошечного тверского комикс-шопа обновили. В этом году 12 сентября ему исполнилось 5 лет.
В магазине пусто. В углу за единственным столом сидит владелец. На полках довольно мало книг.
- Всё расхватали, - говорит он и поясняет, - сюда приходят не за комиксами, а за атмосферой. Это "третье место" для поклонников поп-культуры. Это британское понятие, означающее место между работой и домом, где люди проводят большую часть свободного времени.
Кто читает комиксы?
"Это современный молодой человек, девочка или мальчик, который думает головой, много сидит в интернете, который понимает, что происходит вокруг, и искренне интересуется", - описывает типичного поклонника комиксов Андрей. Основная аудитория магазина – молодёжь от 17 до 33 лет. Но есть куда более зрелые почитатели комиксов. Например, один из "очень взрослых" постоянных посетителей регулярно приходит и покупает в магазине только мангу (манга – это изначально японские комиксы, со своим стилем рисования и своеобразным сюжетом стали отдельной культурой).
- Это заблуждение, что комикс - книжка с картинками для детей. Абсолютно древнее, как ископаемые кости динозавров, заблуждение. В 2020 году, когда кино по комиксам стало самым кассовым фильмом за историю человечества, сложно говорить, что это история для детей. Детей столько нет, чтобы они купили столько билетов.
Речь идёт о фильме "Мстители. Финал". Фильм собрал больше двух миллиардов долларов в прокате - рекорд.
- Это часть жизни и индустрии, с которой не считаться невозможно. Более того, это модная часть индустрии. Все сейчас пытаются к ней как-то прибиться. Снимают фильмы, делают театральные сценарии и постановки, это мультипликация, одежда – вообще вся мода полностью обращена в поп-культуру. Есть бренды, которые начали работать только с этим, один японский бренд повседневной одежды буквально сделал комиксы постоянной частью коллекций.
О чём рассказывают комиксы?
- Совершенно обо всем. Это может быть размышление о смерти, жизни, добре и зле. Это то же самое, что и литература. Есть комиксы исторические, есть супергероика, драма, комедия, японские, французские (они совершенно с разным флёром). Есть, например, Аскольд Акишин, потрясающий отечественный автор, классик. Он сделал "Преступление и наказание". И это не первый комикс по роману Достоевского. Японский художник Осаму Тедзука еще 50-лет назад выпустил "Преступление и наказание" в манге. Есть комикс, который получил Пулитцеровскую премию (престижная литературная премия).
Пока такую премию заслужил только один комикс, он называется "Маус: Рассказ выжившего". Его автор Арт Шпигельман создал комикс по рассказам своего отца Владека Шпигельмана, польского еврея, который пережил Холокост. В этой истории евреи - это мыши, а нацисты – кошки. Графический роман получил Пулитцеровскую премию в 1992 году. В России в то время комиксы было не достать, да и аудитории, которая знала бы об этой культуре и интересовалась ей, – практически не было. Поэтому первое издание знаменитого комикса в нашей стране датируется 2014 годом.
- Это полноценная литература. Они присудили премию комиксу, потому что не могли иначе. Это шедевр. Книга переиздаётся. Её можно купить за 800 рублей в России в книжном магазине. У нас ее сейчас нет, потому что её купили. Эту книгу постоянно покупают, потому что "Маус" на слуху.
- То, что мы ищем в литературе, глубокую мысль и эмоцию, можно найти в комиксах, - продолжает Спортик. - Больше того, высокую драму можно найти и в супергероике. Я читал такую супергероику, над которой ты рыдаешь и очень долго думаешь. Это зависит от автора. Можно сделать сумасшедшую историю, а нарисовать "палка, палка, огуречик". Есть такой писатель Том Голд - он рисует именно так. Его истории заставляют обалдеть, сидеть и думать о вселенной и о тленности бытия. Хотя рисунки у него примитивные.
18+
На комиксах бывают плашки, с указанием ограничения по возрасту. Как правило, их ставят, если в комиксе есть сцены насилия, жестокости или секса.
- Если там, например, есть голая грудь или взорванная голова – ставят ограничение. На Дэд Пуле очень часто ставят. Хотя это комиксное насилие, я не знаю, как это можно воспринимать как что-то опасное. Там есть момент, где Дэд Пул разрезает Годзиллу изнутри. Мне кажется - это весело. А на "Маусе", например, нет ограничения, хотя то, что там происходит, – совсем не весело.
Эротической манги в комикс-шопе нет. Хёнтай (порно мангу) не печатают в России.
Стен Ли
История комикса, как принято считать, начинается 120 лет назад. Из них 80 – индустрия развивалась активно. За это время, естественно, появились десятки значимых фигур. Самым великим из них Андрей Спортик называет Стена Ли. У него даже есть татуировка с его изображением.
- Я её сделал, когда Стен Ли умер. Про каждого великого писателя комиксов есть книга и не одна. Про Стена Ли их бесконечное количество. Он умер в 92 года и прожил такую жизнь, что просто… Индустрию буквально воспитал. Он был абсолютно отбитый дед. Супер любил то, что делал и каждому в мире хотел сунуть это в рот. Он просто ковал индустрию потом и кровью. Когда потерял зрение, он говорил, что больше всего переживает из-за того, что перестал читать истории. Он создал все, что вы знаете: человека-паука, фантастическую четвёрку, Халка, капитана Америку. Когда умер Стен Ли, я пообещал себе, что сделаю всё, чтобы жить, как он, стараться жить, как он. Чтобы вообще не тормозить и постоянно быть в движении. Он пока не умер – не останавливался. Уже не видел, еле ходил, но посещал фестивали в коляске.
В относительно молодой истории комикс-культуры уже достаточно своих звёзд, кумиров и гуру. Среди них есть и российские имена. И, может быть, однажды появится имя Андрея Спортика.
Уже год он работает над созданием собственной "вселенной", так называют миры, придуманные писателями. Главными героями в ней станут девушка-подросток и собака. Автор истории и сам собачник, ненавидит кошек. Его любимый огромный пёс Бек уже умер от возраста, но это была настоящая дружба.
Эскапизм
Андрей Спортик - стопроцентный библиофил. Он закончил факультет иностранных языков и международных отношений ТвГУ, потому что любит английский, словесность, лингвистику, поговорить и почитать. Он рассказывает, что в детстве, с первого по третий класс, читал по пять-семь книг в день. Родители даже переживали. А библиотекари стали давать ему книги без записи в формуляр, потому что он закончился. О том периоде Андрей говорит, что читал не для удовольствия, а потому что хотел всё знать.
- Я читал, потому что хотел абсолютно всё прочитать и потом рассказывать. У меня ОКР, я мог прочитать всю полку, чтобы гештальт закрыть.
ОКР – обсессивно-компульсивное расстройство, при котором у человека появляются навязчивые идеи, например, дочитать все книги на полке, идеально расставить их по цвету или размеру, и следить, чтобы порядок не нарушался.
Притом, что за книгой и комиксом он проводит какое-то неизмеримое количество часов, Андрей называется себя сверхэкстравертом.
- Когда ничего не делаешь, мысли дурацкие лезут в голову, становится и скучно, и грустно. Вся эта история выдуманных миров и прочего - это гипертрофированный эскапизм. Я скажу за себя и за очень многих ребят, это срез поклонников поп-культуры, - часто мир настолько мерзкий и скучный, что мы просто избегаем его и падаем в бассейн этих классных историй.
При этом он постоянно в движении. Помимо организации всяких событий для гиков в магазине, он вкладывается во вторую свою страсть – кулинарию.
- Я делаю то, что мне нравится. Люблю готовить и, порой, этим больше зарабатываю, чем приносит магазин. Провожу мастер-классы, готовлю как шеф-повар, выступаю с лекциями-дегустациями, делаю коллаборации с ресторанами, доставками, создаю собственно меню.
Семья
Как вписать в такое плотное расписание семью - непонятно. Андрей Спортик принял логичное, хоть и выпадающее из демографической стратегии правительства, решение.
- Я человек не семейный, и недавно стал понимать, что в комикс-тусовке вообще мало семейных людей. Потому что мы не сидим и не можем усидеть вообще никогда. Мне кажется, если у тебя есть семья, ты должен соглашаться с какими-то рамками, принимать зону ответственности. Ты не должен делать вот это в угоду вот этому, ты собранный и серьезный человек. Я вообще не собранный и не серьезный. Мы олицетворение слова инфантилизм. 90% людей в комикс-тусовке - это янг-эдалт, что означает молодой взрослый.
Андрей уже был женат, выводы сделал на практике. Его брак продлился очень недолго – чуть больше года.
Тверской градоначальник
Наша беседа проходила в процессе подготовки к празднованию юбилея магазина. В день интервью на фасаде ещё не было новых красивых граффити, поверхность для них только готовили.
В год первого юбилея комикс-шопа должен был состояться и фестиваль. Но случилось так, как случилось.
- Я не отказался от мысли провести фестиваль, просто в свете последних событий перестал так чётко всё планировать.
Пока мы говорили, свежая краска на двери высохла. Андрей всё проверил (а как же – ОКР!), поставил магазин на сигнализацию и закрыл.
– Я очень люблю Тверь. Хочу жить в центре, в старой её части. Хочу квартиру с видом на мост, хотя меня отговаривают: в старых домах всё старое. Но мне они нравятся. Я не хочу никуда уезжать. Это прекрасный город. А через двадцать лет, когда мне будет 50, я планирую стать градоначальником. Градоначальником я буду хорошим! (смеётся) Я буду фотографировать безобразие, которое увижу, отсылать ответственным и заставлять исправить. Тверь будет сиять, потому что я во всём добиваюсь совершенства!