В этом году исполняется 30 лет возвращению нашему городу исконного имени Тверь. 17 июля 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал два Указа: "О переименовании города Калинина в город Тверь" и "О переименовании Калининской области в Тверскую область". Тверь законодательно восстановила своё изначальное название.
За возвращение городу исторического имени тридцать лет назад выступили сами жители, их инициатива была поддержана городской и областной представительной и исполнительной властями. О том, как происходил процесс переименования, какое это имело значение тогда и теперь, рассказывают участники и очевидцы этого знаменательного события, их рассказы приводит пресс-служба Законодательного собрания Тверской области.
Вспоминает Владимир Суслов, в то время председатель исполнительного комитета областного Совета народных депутатов:
Самое непосредственное участие в переименовании принимал председатель городского совета Сергей Киселёв. Он вспоминает, как это было:
Однако никаких эксцессов, как в некоторых других местах, у нас не было, потому что это было открытое, коллективное решение самих горожан. Мы оформили документы и отправили от имени городской власти в аппарат Верховного Совета. Время прошло, а результатов нет. Люди, которые агитировали "за", особенно городские депутаты, инициаторы и активисты, выступили с претензией, почему задерживают. Тогда уже переименовали Самару и другие города, а у нас ничего не движется.
В то время председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин ежеквартально собирал глав областных центров, я с ним был хорошо знаком, хотя и не являлся сторонником его политики. На одном из таких совещаний во время перерыва я подошёл к нему и говорю: "Борис Николаевич, почему город Калинин в Тверь не переименовываете?". Он спрашивает: "А где документы?" Я говорю, что в его аппарате. Он тут же посмотрел: всё верно. С документами по области подошёл и председатель областного совета Михаил Шестов. В этот же день Ельцин подписал указы и по городу Твери, и по области, а на следующий день их опубликовали в газетах".
Действительно, процесс переименования не был скорым. Официально он начался 11 ноября 1988 года, когда объединённая сессия городского и районных советов народных депутатов приняла решение о возвращении городу Калинину его исторического имени. В июне 1990 года решение о восстановлении наименования города Твери и переименовании в связи с этим Калининской области в Тверскую принимается на региональном уровне. А 17 июля исторические указы подписал Председатель Верховного Совета РСФСР. Очень активную позицию заняла общественность.
В конце 1980-х годов сформировалась неформальная общественная группа "Возвращение". Это движение было самым массовым, в нём участвовали представители науки и искусства, рабочие и инженеры, работники архивов, реставраторы, краеведы, писатели и журналисты. Одним из активнейших участников движения был депутат Тверского областного Совета Сергей Глушков:
"Хорошо помню тот день 27 июня 1990 года, когда на второй сессии только что избранного областного Совета после выступления ректора тогда ещё Калининского университета Алексея Кудинова на голосование был поставлен вопрос о возвращении городу и области первородного имени. Из 220 депутатов против проголосовало всего трое и столько же воздержалось… Конечно, возвращение Твери исконного имени было самой яркой, самой "вкусной" идеей этого времени. Будь Тверь Тверью, может, и не было бы никакого движения, как не было его в других древних городах, не подвергшихся такому поруганию. Возвращение имени Твери было и важным, и звонким, и даже не только внешним событием. Имя - и самого человека, и места его обитания - всегда глубинно. Горожане скинули этот псевдоним удивительно легко: старики, ещё помнившие Тверь Тверью, объединились с молодыми, которые радовались Твери как обновке. Глядя на них, смирилось с переменой и среднее поколение. Уже через год "Калинином" город никто не называл"
Вся история и Калинина, и современной Твери проходила на глазах старейшего депутата Законодательного Собрания Тверской области, заместителя председателя постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Александра Тягунова:
Взрослея, я много читал, самостоятельно интересовался историей нашего города, и для меня слово "Тверь" стало уже не пустым звуком. Я узнал, что наш город очень древний, и его название связано со многими великими событиями в истории Российского государства, с событиями общероссийского масштаба. Прежде всего надо, конечно, помнить о Михаиле Тверском. Тогда, в 50-60-е годы, я уже работал строителем, ездил по области и в Кашине увидел очень красивый собор Анны Кашинской, открывший мне фамилию её супруга, связанного со словом Тверь.
А потом настал такой момент в истории новой России, когда открыто заговорили о переименовании городов, о возвращении исторических названий, и Тверь попала в список тех городов, которые имеют право на переименование, потому что, честно говоря, староста наш родился даже не в Твери, а в Верхней Троице. У большой массы народы было настроение вернуть историческое название. Этот вопрос один из немногих не вызывал длительных дискуссий, тем более противоречий. Так и случилось: справедливость восторжествовала, точки расставлены. Прошло время. Историческое название Тверь, бесспорно, прижилось.
Сегодня мы живём в городе, который для нас всех стал родным. И мы гордимся тем, что живём в Твери. Город хорошеет, потому что очень много внимания Твери уделяет областное руководство, прежде всего, наш губернатор Игорь Михайлович Руденя. Одно только дорожное строительство чего стоит! Мы никогда такого феномена не видели, чтобы для города столько делалось в дорожной сфере. Меня очень затронула в положительном плане и последняя новость — желание сделать территорию бывшей Второй больницы хорошим парком. Парк не будет лишним для Твери: зелёная зона, рядом Волга, поэтому решение сделать там место отдыха, конечно, правильное. Я полностью поддерживаю этот проект".
О значении события, случившегося 30 лет назад, говорит председатель Тверской областной общественной организации ветеранов государственной гражданской и муниципальной службы Владимир Барышев: