Человек пришел в банк открыть вклад и, сам того не ведая, ушел с полисом инвестиционного страхования жизни. В такие ситуации попадает немало людей по всей стране. Как результат, вкладчики, уверенные в том, что они оформляют депозит, нередко становятся обладателями рискованных инвестиционных продуктов. Подобная практика, связанная с введением потребителей в заблуждение и навязыванием одних финансовых услуг вместо других, получила название мисселинг.
С неправильным информированием или недоинформированием покупателя в процессе продажи можно столкнуться в любой финансовой организации. Судя по статистике жалоб в Банк России, чаще всего жертвами мисселинга потребители становятся в банках. Дело в том, что банки выступают агентами страховых компаний или, например, доверительными управляющими, если речь идет о приобретении вместо вклада ценных бумаг. Предоставляя услугу, оператор банка вкладчику не объясняет, что это не банковский продукт. Но из всех вариантов вложения денег государство гарантирует возврат только вкладов (до 1 млн 400 тыс.рублей). Как правило, подмена обнаруживается, когда человек решает досрочно вернуть свои сбережения.
Чтобы не стать жертвой мисселинга, в Отделении Тверь ГУ Банка России по ЦФО рекомендуют ответственно подходить к выбору финансовых продуктов, внимательно слушать информацию и не стесняться задавать вопросы, изучать все документы перед подписанием.
- Недобросовестные работники пользуются доверчивостью клиента, рассеянным вниманием и неразборчивостью в новых финансовых продуктах. Обращайте внимание на то, с кем вы заключаете договор: с банком или иной организацией. Уточняйте, застрахованы ли вложения государством. Внимательно проанализируйте условия начисления процентов по вашим вкладам и наличие скрытых комиссий за обслуживание договора, выясняйте, на какой срок лучше заключить договор, чтобы не потерять деньги при его досрочном расторжении, - уточнил Владимир Чирков, заместитель управляющего Отделением Тверь ГУ Банка России по ЦФО.
В этом году Банк России в целях борьбы с мисселингом усовершенствовал регулирование и рекомендовал кредитным организациям информировать потребителей об особенностях и рисках предлагаемых им небанковских финансовых продуктов, используя для этого специально разработанную форму. В случае нарушения стандартов и требований Банка России недобросовестным продавцам грозят штрафы, приостановление и даже отзыв лицензии.