Что делать, если пробили колёса в яме? Пошаговая инструкция по возмещению ущерба

23 Июля 2019, 10:35

На сайте ТИА была опубликована народная новость "На перекрёстке в Твери есть яма, где можно оставить два колеса", в которой читательница рассказала о ДТП. Машина получила повреждения, то есть имущественный ущерб. Но требовать возмещения денег с виновной стороны – дорожной службы – пострадавшие не стали. А зря! По словам юристов, в 75% случаев суд встаёт на сторону автовладельцев. Возможно, потому что судьи сами ездят по этим же дорогам. Так что получить возмещение ущерба - вполне реально! Главное - не лениться, ничего сложного в этом деле нет. 

ДТП имеет три составляющих в юридическом определении: происшествие случилось на дороге и во время движения, с участием транспортного средства и как результат - ущерб здоровью или имуществу. Итак, рассмотрим на конкретном примере нашего читателя, что необходимо сделать, если вы хотите вернуть деньги за ремонт машины. Рекомендации дал преподаватель тверской автошколы "АвтоКурс" Александр Коблашов.

Пошаговая инструкция:

1. Вызываем на место происшествия инспектора ГИБДД для регистрации ДТП. Сотрудник ГАИ должен в итоге выдать нам документы:
- протокол;
- акт обследования улично-дорожной сети (там указаны размеры ямы,  колдобины, колодца и т.п.);
- справка о ДТП (обязательно указаны видимые повреждения ТС и что вина водителя отсутствует);
- схема ДТП.

2. Если ГИБДД предлагает водителю самому зафиксировать с помощью фото и видеокамеры повреждения, которые получил автомобиль, и размеры "неровности", из-за которой вы попали в ДТП? Делаем это на месте происшествия. В идеале замерять параметры ямы нужно рулеткой, но если её не оказалось под рукой, можно использовать в принципе любой предмет, по которому потом можно будет идентифицировать размеры выбоины (карандаш, пачка сигарет, домкрат, книга и т.п.).

Согласно ГОСТу 50597, допустимые размеры "просадок" на дороге таковы: 

Длина - не более 15 см
Ширина - не более 60 см
Глубина - не более 5 см
Высота колодца/люка - не более 2 см     

3. Берём свидетельские показания для подстраховки и на всякий случай. Водитель и два очевидца происшествия пишут в произвольной форме акт, где перечисляют, что, где, когда произошло, какие были параметры ямы и видимые повреждения автомобиля и т.д. Затем все трое ставят свои подписи.  

После этого уже едем в ГИБДД, чтобы получить документы по списку из п.1.

4. Делаем оценку ущерба, для чего обращаемся в любую лицензионную компанию для проведения независимой экспертизы. Дело это не дешёвое, но затраты мы потом приплюсуем в исковом заявлении. 

5. На проведение экспертизы приглашаем будущего ответчика. Так как зачастую сложно узнать, кто именно отвечает за содержание дороги или кому принадлежит люк, просто посылаем по почте телеграмму с уведомлением на имя главы администрации района, где произошло ДТП. В нашем случае, Заволжского района. Телеграмму шлём дня за 4 до даты проведения экспертизы. В тексте указываем, когда и где будет проходить оценка ущерба.

6. После экспертизы можно сделать ремонт автомобиля, все чеки и финансовые документы сохраняем.

7. Направляем заказным письмом по почте в администрацию же района претензию досудебного урегулирования. В ней указываем обстоятельства ДТП, прилагаем копии всех документов, выданных в ГИБДД, оценку ущерба, копии всех чеков и т.п. и указываем итоговую сумму, которую хотим получить к возмещению (ремонт, проведение экспертизы, услуги юриста, стоимость телеграммы, моральный ущерб и др.). На рассмотрение претензии законом даётся 1 месяц.    

8. По истечению месяца, если ответа из администрации не пришло (а как правило, и не придёт), подаём исковое заявление в суд по месту расположения ответчика. Если же неприятность с вами случилась в другом городе или даже регионе? Закон позволяет истцу обратиться в суд по месту жительства, но только в том случае, если был причинен вред здоровью. Во всех остальных случаях иск отсылаем по почте.  

Исковое заявление - это, по сути, та же досудебная претензия, только добавляем несколько пунктов: о том, что мы отправляли досудебную претензию с приложением почтового извещения, а также включаем расходы на судебную госпошлину. И опять прилагаем все копии документов.

В суде возможно заключение между сторонами мирового соглашения, когда ответчик и истец договариваются друг с другом о сумме ущерба и сроках выплаты.

А что делать, если порча автомобиля не попадает под ДТП? Скажем, на припаркованную машину упала с кровли глыба льда?

Здесь даже проще: во-первых, легче установить ответчика - УК, во-вторых, о происшествии мы сообщаем в полицию и ждём их приезда. Полицейские составляют акт осмотра повреждённого имущества и выдают нам на руки один важный документ - отказ в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия состава преступления. Там будет прописаны обстоятельства происшествия и повреждения, полученные автомобилем.  После этого приступаем уже к пункту 3. И телеграмму, и досудебную претензию уже направляем в управляющую компанию. 

Впрочем, как показывает практика, УК охотнее идут на мирное урегулирование, чтобы не доводить дело до суда и не выплачивать лишние деньги.    

Удачи вам на дорогах!