Тысячи граждан лишились своего личного транспорта, обратившись за займами в "серые автоломбарды". В стране развивается схема недобросовестного залогового кредитования – возвратного лизинга - в обход требований, установленных Банком России.
Кстати, в Тверской области население любит пользоваться услугами ломбардов, поскольку если вы берёте деньги в этих организациях, то рискуете только имуществом, оставленным в залог. При заключении договора займа в этом случае также нужно оформить залоговый билет. Чаще всего в ломбарды несут ювелирку, но есть и компании, выдающие деньги под залог автомобиля.
В России сейчас активно действуют микрофинансовые компании, которые кредитуют граждан через сделки возвратного лизинга. Это такой вариант финансовой аренды, при которой физическое лицо является и продавцом, и получателем лизинга одновременно. К примеру, гражданин продает свое имущество (в частности, автомобиль) лизинговой компании и в то же время заключает с ней договор, по условиям которого получает эту же машину в аренду и будет ежемесячно платит определённую сумму денег. По истечении срока аренды в идеале гражданин должен получить свой автомобиль обратно в собственность.
Граждан завлекают в такие схемы с помощью агрессивной рекламы. Потенциальным клиентам предлагают получить займ под залог имущества. Когда же автовладелец обращается в микрофинансовую организацию, его вводят в заблуждение, предлагая подписать пакет документов возвратного лизинга.
- Схема возвратного лизинга позволяет игнорировать нормы закона о потребительском кредите, а процентные ставки и размер неустойки в случае просрочки по подобным договорам ничем не ограничены. Важным элементом схемы является то, что компания устанавливает заведомо заниженную стоимость транспортных средств в договорах купли-продажи. Это позволяет лишать заемщика прав собственности, не выплачивая за это адекватную сумму, – пояснила руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.
Люди, которые приходят в автоломбарды, пытаются поправить свое положение в момент временных финансовых трудностей. Но в итоге кредитование под залог автомобиля на основе схемы возвратного лизинга по сути лишает граждан прав собственности на личный транспорт и только усугубляет их финансовое положение.
Рынок залога автомобилей в большинстве своем "серый". И эта ситуация, к сожалению, практически не видна регулятору. Дело в том, что такие компании работают как обычные юридические лица – ООО, которые не поднадзорны Банку России. Если все же получается выявить "серый автоломбард", организаторам не составляет труда создать новое юридическое лицо и продолжить свою деятельность.
- ОНФ будет добиваться, чтобы схемы возвратного лизинга в отношениях с физлицами, которые не являются предпринимателями, запретили на законодательном уровне, – сообщила Евгения Лазарева.