6 марта состоялось заседание Градостроительного совета при администрации Твери. Одним из основных вопросов повестки стало обсуждение проекта Правил размещения информационных конструкций на территории города – так называемого "дизайн-кода".
Одной из серьёзных проблем городской среды в России, унаследованной ещё с 1990-х, является абсолютно хаотичное размещение на зданиях вывесок, информационных и рекламных табличек и иной визуальной информации. Яркие, броские, разноцветные вывески часто абсолютно не сочетаются с архитектурной композицией фасадов зданий – как исторических, так и современных. В ряде городов эта проблема постепенно решается введением дизайн-кода – строгих правил размещения информационных конструкций. В Твери проект подобных Правил, разработанный департаментом архитектуры и градостроительства администрации города, был представлен на обсуждение Градостроительного совета.
– Разработчиками дизайн-кода проделан сложный многогранный труд, – отметил в ходе заседания первый заместитель главы администрации Твери Алексей Жучков. – Внешний облик города складывается не только из архитектуры зданий, но и из целого комплекса факторов, которые могут идти ему как на пользу, так и во вред. Привести их все к единым нормативам, создать соответствующую правовую основу – очень важная задача, и первый шаг к её решению мы сделали. Теперь к доработке Правил необходимо подключиться экспертному сообществу.
Главная задача дизайн-кода – упорядочить размещение информационных конструкций на всей территории города, максимально устранив "визуальный шум". Размещение разного рода вывесок и табличек на фасадах должно подчиняться строго прописанным Правилам, главное из которых – не нарушать архитектурный облик как отдельных зданий, так и всего города. Так, к примеру, для вывесок рекомендуется использовать отдельные буквы и символы, размещаемые на фасаде без цветной подложки. В случае же, если подложка необходима, её цвет должен минимально (на один-два тона) отличаться от доминирующего цвета фасада здания.
Предусматриваются требования и к высоте размещения фасадных информационных конструкций (не выше уровня второго этажа), и к их расположению относительно окон и элементов архитектурного декора.
– Предприниматели, заказывая дизайн вывесок своих учреждений, порой думают только о максимальном привлечении клиентов, но не об облике здания и города в целом, – подчеркнул член градостроительного совета, архитектор Андрей Барковский. – Сейчас мы формируем базу, которая позволит обоснованно вести диалог с заказчиками, не являющимися специалистами в области архитектуры и дизайна, доступно объяснять, как делать можно, а как – нельзя.
Ещё одно нововведение, предусмотренное проектом Правил, – разделение города на две зоны регламентации. Зона №1 охватит центральную часть города и основные улицы, имеющие важное градостроительное значение, и в ней требования к размещению информационных конструкций будут наиболее строгими. Так, в частности, в этой зоне планируется полностью запретить использование лайтбоксов (световых коробов) и размещение конструкций на крышах зданий. Зона №2 охватит остальную территорию города – в ней требования к вывескам будут более либеральными.
– Очень важно ограничивать "творческий полёт мысли" в вопросах внешнего оформления зданий, особенно в центре города, – заявил председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по вопросам развития городской инфраструктуры Алексей Арсеньев. – Представленный проект – это хорошая основа, которая после доработки, в частности в вопросах цветовых схем, должна стать важнейшим для города документом.
По итогам обсуждения проект дизайн-кода был принят за основу и передан всем членам градостроительного совета для внесения предложений и дополнений. Вносимые поправки планируется собрать воедино, после чего скорректированный проект будет выноситься на широкое общественное обсуждение.