В федеральной антимонопольной службе прошёл брифинг, посвященный возбуждению дела из-за повышения стоимости проезда в маршрутках. Руководитель Тверского УФАС России Владимир Фомин и его заместитель Людмила Посохова рассказали не только о проблемах с тверским пассажирским транспортом, но и озвучили стоимость проезда в соседних регионах, рассказали, какой вид транспорта в Твери предпочитают они и как бороться с торговыми сетями, расплодившимися в последнее время в Твери.
Дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено в результате многочисленных обращений жителей Твери о подорожании проезда на восьми маршрутах, принадлежащих компании ООО "Северо-восточная транспортная компания". 20 %-ное повышение стоимости с 25 рублей до 30 естественно ударило по кошелькам тверичан, зарплаты которых при этом не изменились.
Речь идет о маршрутах №№ 27, 205, 207, 222, 3, 208, 52 и 33К.
Предостережение антимонопольной службы компания получила, заявив о намерениях повысить стоимость проезда. Но это "СВТК" не остановило, своё слово они сдержали. В итоге Тверское УФАС издало приказ о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.
- По нашим сведениям на территории ЦФО в Твери цены на проезд достаточно высокие. Тем более, нужно учитывать, что ООО "СВТК" только недавно вышел на рынок и говорить, что его расходы увеличились в сравнении в прошлым периодом, очень сложно – его просто не было на рынке, – сказала Людмила Посохова.
Монопольно-высокой признается цена, которая нарушает цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках.
В качестве примера Владимир Фомин привел Воронеж: он разговаривал со знакомым, который назвал стоимость проезда в маршрутке – 17 рублей. Транспортная карта (типа "Иволги") позволяет снизить проезд до 14 рублей.
Как объяснил руководитель тверского УФАС, раньше стоимость проезда в маршрутках подлежала государственному регулированию РЭК. Однако 220 ФЗ дал возможность органам местного самоуправления самим установить регулировать или не регулировать частные перевозки:
- У нас выбрали не регулировать. То есть формально перевозчики имеет право устанавливать любую цену. Ограничение может быть введено только с точки зрения антимонопольного законодательства. Но это довольно длительная процедура, которая может продлиться до 9 месяцев. Поэтому пожелание граждан приехать и поменять ценники – оно не реализуемо.
В случае принятия решения о нарушении маршрутчиками антимонопольного законодательства (если к этому моменту нарушение не будут устранены), Тверское УФАС выдаст обязательное для исполнения предписание о снижении стоимости проезда. Виновные юридическое и должностное лица будут привлечены к административной ответственности.
На вопрос, почему ФАС не озаботился предыдущим повышением тарифа до 25 рублей, Владимир Фомин ответил, что для этого не было оснований.
Он рассказал, что сам он принципиально ездит на троллейбусах, а три года назад, когда в Тверь приехали коллеги из других регионов, они поразились организации транспортного сообщения:
- Нигде такого бардака, как у нас, нет. Нет организованного общественного и муниципального транспорта – троллейбусов, автобусов и прочего. Возьмите тот же 33-й маршрут. Маршрут интересен с точки зрения работы на нем – но почему муниципальный транспорт ходит по нему раз в час? Чтобы создавать конкуренцию маршрутчикам?
- Все автобусы поломаны, - ответили журналисты.
- Обязанность организации транспортного обслуживания лежит на городе. Если город считает, что это надлежащее обслуживание…, - ответила Людмила Посохова и рассказала, как все организовано в Казани: маршруток нет от слова "совсем", общественный транспорт ходит по минутам.
- А что делать с сетевиками? В Твери то и дело открываются "Пятерочки" и "Магниты". В этом нет нарушения антимонопольного законодательства?, - задали вопрос журналисты.
Руководители УФАС ответили, что нарушение есть, если доля торговой сети превышает на рынке 25%. Соответствующие данные в УФАС предоставляют органы статистики. Пока что, по данным Тверьстата, доля "Пятёрочек" или "Магнитов" в Твери не превысила четверти рынка (сведения на 2017 год). Как только превысит, строительство и введение в эксплуатацию новых магазинов будет запрещено.
Хотя визуально кажется, что просто не так посчитали.
Админстрация Твери прокомментировала тарифы на городские пассажирские перевозки:
– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также вправе устанавливать маршруты для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
При организации перевозок по регулируемым тарифам перевозчик осуществляет деятельность на основании государственного или муниципального контракта, которым, в частности, предусматривается компенсация перевозчику из средств бюджета разницы между установленным и экономически обоснованным тарифами.
В настоящее время перевозки по регулируемым тарифам на территории города Твери осуществляет МУП "ПАТП-1". Тариф на проезд установлен в размере 21 рубль за одну поездку. По проведённым МУП "ПАТП-1" расчётам экономически обоснованный тариф на проезд в электротранспорте в настоящее время составляет 35 рублей за одну поездку, в автобусе большой вместимости – 29 рублей за одну поездку. Возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемому тарифу МУП "ПАТП-1", компенсируется за счёт выделения предприятию субсидий из бюджета города Твери.
Все частные перевозчики работают на маршрутах регулярных перевозок города Твери по нерегулируемым тарифам. Это позволяет им самостоятельно устанавливать тариф на проезд. Независимо от установленного перевозчиком тарифа в этом случае права на компенсацию выпадающих доходов из средств бюджета он не имеет.
Подобная комбинированная структура – сочетание перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам – применяется в большинстве городов России.
Решение о переводе того или иного маршрута на регулируемый/нерегулируемый тариф принимается в первую очередь исходя из уровня бюджетной обеспеченности и наличия финансовой возможности выплачивать перевозчикам компенсацию разницы в тарифах. В настоящее время бюджет города Твери не располагает достаточными средствами для перевода на регулируемый тариф новых маршрутов сверх тех, на которых он уже применяется.
Вместе с тем администрацией города Твери в настоящее время прорабатывается комплекс мер, направленных на развитие муниципального общественного транспорта, осуществляющего перевозки по регулируемому тарифу. Главная цель этой работы – повысить конкурентоспособность муниципального транспорта и обеспечить горожанам возможность безопасного и удобного проезда по установленному органами власти тарифу (21 рубль за поездку). В частности, в 2019 году из регионального и городского бюджета будут выделены средства на проведение подъёмочного ремонта трамвайных путей, что позволит возобновить движение трамваев по маршруту № 5.